ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Обрыв со ступеньками

Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Титульный образ романа на сцене МХТ символизируют парадная белая лестница, круто забирающая вверх, и столь же крутая черная лестница-железка, ведущая вниз: это и есть обрыв.

Но уровень спектакля задает не столько этот символический ряд, сколько редкое на московской сцене в последние годы качество игры. Адольф Шапиро исповедует тот тип режиссуры, которую принято называть расплывчатым словом «актерская». Такая режиссура уязвима, потому что зависит от масштаба личности актера. Личность Шапиро всегда ставил выше концепции — тем и запоминались, в конце концов, его лучшие спектакли.

В «Обрыве» масштаб задает Ольга Яковлева. Ее героиня — бабушка Татьяна Марковна — стоит на вершине белой лестницы: хранительница дома и устоев, стержень, на котором держится жизнь. Но когда она рассказывает внучке Вере о событиях полувековой давности, доказывает, что «после всего» — падения, отчаяния, любви, похороненной под могильной плитой долга, — можно жить, забытый термин «человеко-роль», под которым понимали рифму судеб актера и персонажа, обретает зримые очертания. 

Во мхатовском спектакле, к счастью, сложилась не только эта роль. Игру Ольги Яковлевой удачно поддерживает ансамбль, а сценография Сергея Бархина деликатно подчеркивает иерархию персонажей и смыслов. На той же лестнице, чуть пониже героини Яковлевой, точно навсегда отделенный несколькими ступеньками от своей постаревшей возлюбленной, — персонаж Станислава Любшина, сыгранный с узнаваемой, фирменно любшинской интонацией надлома, притупленной спасительной иронией: какая, в сущности, смешная вышла жизнь.

Хотя главным героем спектакля остается Райский, почти сторонний наблюдатель, который вернулся в родовое имение и попал в водоворот чужих страстей. Анатолий Белый поставлен перед сложной задачей сыграть человека, который пытается сублимировать жизнь в ненаписанных картинах и романах, но лишь обжигается о костры чужих любовей. В сущности, это еще одна «история пустой души», которую так сложно играть.

В самом низу находится Волохов (Артем Быстров) — нигилист, пересмешник и циник, в которого влюблена Вера (Наталья Кудряшова), обреченная метаться между страстью и христианским долгом, пример которого дает бабушка.

Явленная на сцене «духовная вертикаль» (с твердой моралью на верхних ступенях символической лестницы и нигилизмом внизу) могла бы показаться дидактической, если бы параллельно не строился другой сюжет — о людях с обостренным чувством справедливости и собственного достоинства. Адольф Шапиро и его актеры возвращают нам почти забытое чувство гордости не за общие победы любой ценой, а за человеческую природу.
Пресса
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010