Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Молодая кровь

Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
«Ю» — то ли русская транскрипция английского «ты» или «вы», то ли — как кто-то уже успел предположить — протяженное эхо вполне русского «люблю-ю-ю». Пьеса Ольги Мухиной, которая предпочитает, чтобы ее называли детским именем Оля (так ее записали и в мхатовской программке), тайны названия не раскрывает. Может даже показаться, что такое заглавие было дано, чтобы еще больше запутать и без того непростые и путаные отношения и настроения своей пьесы.

В интервью, данном накануне премьеры, один из занятых в спектакле актеров сказал, что, мол, ему «по барабану», что за война то и дело врывается в мирные, хотя и не лишенные драматической подоплеки, будни, что за летчик кружит над домом, чем занимаются герои во «внесценическое» время. По словам артиста, ему понятны томления духа, перепады настроений, перекрестки любовей. Это ли не главное?!

«Ю» — из тех «молодежных» пьес, которые, кажется, специально написаны для театра, где актерам легко будет примерить и понять необязательные и случайные чувства героев, легко не заметить и простить «бормотание» (или — проборматывание) мысли. «Ю» — еще один рассказ того же автора о юношеском смятении чувств (в дополнение к уже сказанному и виденному в «Тане-Тане» в «Мастерской Петра Фоменко» и в «Любови Карловны» у Райхельгауза, в «Школе современной пьесы»), отсылающий читателя и зрителя скорее к давним сентиментальным историям про бедную Лизу и разбитую любовь, чем к эстетически более близкому нашему времени зрелому абсурду Беккета или Ионеско. «Ю» — пьеса, которая бы кстати пришлась в Театре под руководством Олега Табакова (к тому же режиссер Евгений Каменькович, который как раз знает толк в молодой драматургии, там уже не раз и удачно ставил). МХАТу она, как говорится, не по росту. Как будто стараясь уложить пьесу «в размер», художник Александр Боровский на малой сцене театра выгородил совсем уже узенький балкон; на нем и проводят почти все время бесприютные герои «Ю». С этого самого балкончика герои любуются Москвой, которая у них как на ладони, небом, а в небе — влюбленным в Пирогову летчиком. С балкона, захламленного, но не заброшенного, герои будут пытаться броситься вниз и просто отправляться в полет, поэтически-безопасный. «Ю» Мухиной и есть поэма в прозе, вроде тургеневских нерифмованных стихотворений. Некоторая абсурдность диалогов — вроде рассказа о собаке, которая укусила часового на Красной площади — кажется данью как раз поэтическому способу выражения. Что-то вроде метафор…

Пьесы Мухиной обаятельны той простотой, которую можно «взять» лишь созвучием, сходством опыта (а вернее — неопытности, когда энтузиазм важнее мастерства).

«Ю», как и прежде (хотя, может, и после) написанная Мухиной «Таня-Таня», больше напоминает не пьесу, а лирический дневник автора-героини, которая пытается разобраться в своих нескладных любовях и оправдывает всю свою внезапность и противоречивость. Подобная нескладность красит юную особу, которая к тому же хороша собой, как хороша собой и обаятельна сама Ольга Мухина. Но этакой прелести бывает маловато, чтобы населить пьесу десятком героев, где каждому положен характер, какие-то собственные слова и мысли. А так выходит какая-то суета вокруг то необыкновенно восторженной, то по понятным же причинам опечаленной героини. Бурление молодой крови того гляди выдаст себя суицидом. В разное время автор отдает свои симпатии, мысли и чувства то двадцатилетней Ане (актриса Театра под руководством О. Табакова Луиза Хуснутдинова), то ее ровеснице Пироговой (студентка Школы-студии МХАТ Дарья Мороз), то тридцатипятилетней Аниной Сестре (Евгения Добровольская).

Жанр «Ю» самим автором определен как «пьеса с картинками», эти самые картинки украшают программку. Иллюстрации на полях, вероятно, родились, когда автор еще только тешил себя надеждой попасть на сцену. Но вот эта надежда сбылась, и вышло, что и сами роли — не более чем наброски на полях, эскизы к будущей пьесе, дневниковые записи для последующего сочинения «в лицах». Мхатовским мастерам — Станиславу Любшину, Ольге Барнет, Евгении Добровольской — то тесновато в роли, то, наоборот, слишком вольно и как раз границ недостает. Не зная, что делать им с героями, написанными «летящим карандашом», росчерком пера, они всю силу таланта и немалый актерский опыт вкладывают в этюды на тему тех или иных реплик или более или менее очевидных ситуаций. Уж в этом им, мхатовцам, все знающим про жизнь человеческого духа и про зависимость этого самого духа от материи, равных нет. Особенно удачно получается разговор о водочке и под водочку. Не понимая толком, где потребуется, да и нужно ли здесь кому-либо их сострадание, зрители с удовольствием реагируют на веселый абсурд эффектно выстроенных и разыгранных диалогов. Ругать такой спектакль особо не за что. А хорошее найти нетрудно. Радуешься даже тому, что нашлось в этой «молодежной» пьесе немало ролей для мхатовских «старожилов». Хотя хороши здесь и начинающие — Егор Бероев и Дарья Мороз — с именами которых, как видно, не зря связывают надежды. В них та жизненная простота, та открытость, которые отличали лучшие спектакли табаковского Театра-студии.

Можно даже сказать, что, среди уже имевшихся попыток, этот опыт обновления МХАТа и его репертуара — чуть ли не самый удачный.

Спектакль вышел нескучным. В модный ныне терминологии его даже можно назвать интерактивным. Кажется, что слова и сцены здесь легко тасовать в разных комбинациях, и названия сцен — своего рода картинки на стене — загораются, чтобы сориентировать, кажется, не только зрителей, но и актеров «на местности» смутно мерцающего сюжета. Да неоновая реклама «Я люблю Москву», горящая над последним рядом (где вместо «люблю» — красное сердечко), географически определяет место действия и не позволяет героям совершенно оторваться от земли.
Пресса
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
Это мой город: актриса Евгения Добровольская, Анастасия Медвецкая, Москвич, 13.02.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001