Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Как важно быть серьезным

Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Премьера МХАТ им. Чехова по драме Сомерсета Моэма «Священный огонь» стала и премьерой этой пьесы в России. Написанная в 1929 году, она никогда не ставилась на русской сцене и даже не была переведена.

При всем интересе к творчеству Моэма, который всегда существовал в России, такая невнимательность к «Священному огню» простительна — пьеса не принадлежит к лучшим произведениям автора «Театра» и «Бремени страстей человеческих». Жанровая неопределенность (микс из мелодрамы и детектива), перегруженность монологами, подменяющими, собственно, действие, представляют серьезные проблемы для театрального интерпретатора, тем более если он изначально настроен не экспериментировать на сцене, а пополнить афишу своего театра качественным и зрелищным спектаклем. Судя по стремительно меняющейся театральной афише МХАТа, его художественный руководитель Олег Табаков именно так и настроен, но тем не менее он лично выбрал «Священный огонь» (перевод В. Вульфа и А. Чеботаря) для новой постановки на большой сцене. Спасти предприятие была приглашена режиссер Светлана Врагова, и, как показал результат, театральный выбор Табакова оказался точным.

Светлана Врагова и созданный ею одиннадцать лет назад театр «Модерн» в контексте московской театральной жизни существуют весьма автономно, если подразумевать под этим активное не следование сиюминутным тенденциям «моды» и «актуальности», на которые так охотно ловится зритель, а создание серьезного и цельного репертуара. Мрожек, Леонид Андреев, Сухово-Кобылин. Врагова одинаково свободна в стихиях драмы и юмора, но никогда не впадает ни в пафос, ни в иронию (столь спасительную иронию, когда нечего сказать или сказать страшно!). Она может позволить себе серьезно разговаривать на темы, которых в эпоху тотального господства Пелевина, Сорокина и Коляды мы как-то начали стыдиться. «Проклятые» достоевские вопросы и большая любовь, в том числе к Родине. Недавняя премьера «Модерна» — «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова именно об этом. С другой стороны, Врагова обладает точным чувством театральной формы и стиля, ее спектаклям свойственна жесткая и ясная сценическая конструкция, в которой так легко располагаться актерам. А внешняя фабула драматического произведения максимально углубляется внутренним сюжетом, который режиссер выстраивает в своих спектаклях по всем правилам русского психологического театра.

Фабула «Священного огня» достаточно прихотлива. Молодой, привлекательный, мужественный военный летчик Морис (Сергей Безруков) после авиакатастрофы уже тому пять лет как стал инвалидом. Он живет в доме своей матери, состоятельной английской леди (Ольга Барнет), рядом его красавица-жена Стелла (Екатерина Семенова), которой он, увы, уже не может быть мужем в полном смысле слова. Неудивительно, что Стелла, по всем законам природы, влюбляется в младшего брата Мориса (Егор Бероев), находит в нем ответное чувство, но при этом тяготится предательством. За больным ухаживает преданная сиделка (Евгения Добровольская), а ежедневные гости дома — доктор Харвестер (Андрей Ильин) и майор Ликонда (Дмитрий Брусникин), давний друг матери героя. В конце первого действия Морис умирает, а во втором действии его сиделка выдвигает версию убийства, и начинается детектив. Кто убил Мориса Тэбрета? В программке к спектаклю переводчик пьесы Виталий Вульф анонсирует пьесу как рассказ Моэма о трагедии потерянного поствоенного поколения. Но внутренний сюжет спектакля прямо по Чехову — «пять пудов любви», причем тайной. И основной любовный треугольник дополняет любовь сиделки к своему подопечному, и нежные чувства, которые с давних пор питали друг к другу леди Тэбрет и майор. Но главной становится любовь матери к искалеченному сыну, которому она, зная об измене Стеллы и желая наконец избавить его от мук и физических, и душевных, дает смертельную дозу снотворного. Работа Ольги Барнет — одна из лучших в спектакле, в принципе очень сильном по точности подбора актеров. Здесь в полной мере ощущаешь прелесть того, что называется «ансамбль», само понятие которого отвергает схематичность деления на пропагандистов и исполнителей ролей «второго плана». Безусловная ставка Табакова на звездность Безрукова как главную приманку спектакля в этом конкретном случае не работает. И слава богу. Безруков играет Мориса хорошо, сильно, оправданно эксцентрично для той чудовищной ситуации, в которой находится герой. Но «перетянуть одеяло» у Добровольской или Ильина и той же Барнет просто невозможно, да и недавно принятая во МХАТ Екатерина Семенова сумела превосходно вписаться в спектакль. Когда-то, лет десять назад, она сразу обратила на себя внимание дебютом на этой сцене в роли Ундины в одноименном спектакле по красивой и грустной драме Жироду. Потом был «Современник», теперь возвращение в альма-матер и снова — удачный дебют. Ее Стелла — изящная, нервная, но прежде всего мучительно искренняя, она жалеет мужа, но она только женщина, слабая и красивая, она хочет жить, слушать Вагнера, любить. Нет, никто не виноват. Или виноваты все?

«Священный огонь» — спектакль стильный, гармоничный по всем своим составляющим. Естественными и оправданными кажутся и режиссерские «вставки» в текст пьесы (монолог из Сент-Экзюпери в прологе спектакля, читаемый Безруковым на пустой сцене, на фоне высокого разреженного неба, или стихи Луи Арагона, которыми внезапно заговорит доктор Харвестер), и даже музыка Вагнера — самого высокопарного из оперных композиторов. Эпоха любимого Враговой модерна растворена в сценическом оформлении Валерия Левенталя. Огромные движущиеся ширмы становятся экранами для игры света, создавая эффектное зрелище в сцене ухода героя из жизни, туда — в ночь и освобождение (нельзя не отметить работу художника по свету Дамира Исмагилова). А в финале за ширмами-стенами старого английского особняка, навеки сохранившего свою тайну, на театральном заднике возникнет «Город мертвых» Арнольда Беклина, и навстречу стоящему там Морису пойдет его мать. Финал получился красивым и трогательным, и если он не слишком подходит пьесе «о потерянном поколении», то драме о любви — вполне.

Спектаклю «Священный огонь» без труда можно предугадать счастливую сценическую судьбу и долгий успех у зрителей. Тех самых, которые хотят, чтобы в театре им «делали красиво», увлекательно, эмоционально и, главное, талантливо. Все это по-прежнему в дефиците в реальной жизни.
Пресса
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
Это мой город: актриса Евгения Добровольская, Анастасия Медвецкая, Москвич, 13.02.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
Евгения Добровольская в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 21.01.2018
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.04.2004
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001