ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Новорусский сброд ограбил Швыдкого

Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Московский театральный сезон начался громкой во всех отношениях премьерой. В МХТ — при немалом скоплении знаменитых артистов на сцене и еще большем скоплении всяческих знаменитостей в зале — задорно сыграли и во весь голос спели «Трехгрошовую оперу» Брехта-Вайля в постановке Кирилла Серебренникова.

Переделка «Оперы нищих» Джона Гея словно специально была создана в далеком 1928 году для режиссера Серебренникова, родившегося через много лет в далекой России. Ибо именно Серебренников давно уже пытается совместить социальную жесткость немецкого театра, к которому он явно неравнодушен, с кабаретной буржуазностью театра отечественного, к которому он по факту своего рождения принадлежит. В случае с шедевром Брехта-Вайля эта стилистическая разновекторность известного режиссера, часто вменяемая ему в вину, перестает казаться печальным парадоксом, а, напротив, кажется счастливой предпосылкой для обращения к бессмертному тексту. Он ведь тоже не лишен парадоксальности.

«Трехгрошовая…» — одно из самых пессимистичных и горьких произведений мировой литературы. В сущности это квинтэссенция брехтовского мировидения. Мир есть банка с пауками, в котором более сильные и приспособленные к жизни особи пожирают тех, кто не сумел приспособиться к новым правилам, продиктованным безжалостной социальной эволюцией. Люди корыстны, примитивны и подчиняются инстинктам и звериным общественным законам, как безголовая лягушка, дергающая лапками, когда по ней пропускают ток. А потому злой человек (из Сезуана или откуда еще), согласно Брехту, всегда уконтрапупит в себе доброго. Даже великий пессимист нашей с вами современности Ларс фон Триер, вынесший обществу жесточайший приговор в «Догвилле» и явно наследующий в этом своем фильме брехтовской эстетике, кажется на фоне немецкого классика истинным гуманистом.

Все это, однако, не помешало «Трехгрошовой опере» стать одним их самых успешных спектаклей Бродвея (а ведь мюзикл с социальным пессимизмом, да и пессимизмом вообще никогда не водил дружбы). Ибо в творении Брехта-Вайля кроме жутковатого мировоззрения присутствует еще и поистине романтическая тема. «Трехгрошовая опера» повествует о том, как на смену разбойникам с большой дороги, работающим фомкой, отмычкой и ножом (Мэкки-Нож), приходят вписанные в истеблишмент разбойники с большой клиентурой (владелец фирмы «Друг нищего» Джонатан Пичем). И хотя, по Брехту, все пауки в банке, именуемой социумом, равно отвратительны и отличаются только размерами, в театре образ Мэкки принято романтизировать. В нем в отличие от плетущего свою паутину Пичема есть хотя бы удаль и размах, а у Пичема один лишь голый расчет. Собственно, именно эта не предусмотренная Брехтом, но все же возможная романтизация Мэкки вкупе с гениальной музыкой Вайля и стали залогом бродвейской славы «Трехгрошовой…»

Главное, что попытался сделать с пьесой Серебренников, — стереть с нее мюзик-холльный глянец, а заодно бросить вызов тому нуворишскому стилю, который последнее время явно стал править бал в МХТ. Это видно уже в самом по-немецки аскетичном и жестком оформлении спектакля (художник — Николай Симонов) — оголенные кирпичные сцены, «помоешный» антураж, театрализованный, но не потерявший от этого узнаваемой неприглядности городской сброд, любящий залезть с головой в мусорные контейнеры. Начало третьего акта, где нам дана галерея русских (точнее — новорусских) типов — нищих, фриков, кликуш, гастарбайтеров, быдловатых алкоголиков, безногих афганцев и поющих в переходах теноров, — поистине достойно кисти Брейгеля: вся эта колоритнейшая толпа буквально вторгается в зрительские ряды. Лезет изо всех щелей. Спускается со сцены в зал, взывает к состраданию с третьего яруса. Обнаружив в зале Михаила Швыдкого, артистично выцыганивает у него сторублевку.

Для вящей деромантизации пьесы Серебренников попросил заново перевести зонги, не только вернув им грубоватость оригинала, но даже, как кажется, несколько педалировав ее. Он же позвал в спектакль превосходный Московский ансамбль современной музыки, и надо сказать, что если не вокальная (артисты МХТ далеко не всегда справляются с «трехгрошовым» вокалом), то инструментальная составляющая постановки — выше всяких позвал.

Но главное, что сделал Серебренников, — это переосмысление самого образа Мэкки, вдохновенно сыгранного Константином Хабенским. Романтический флер, какой неизбежно сопровождает бесстрашных разбойников, тут подернут поистине брехтовской иронией. Мэкки Хабенского — плебей, возомнивший себя аристократом и меняющий белые перчатки всякий раз, когда ему приходится дотрагиваться до своих подельников. А заодно и до своего закадычного друга и бывшего сослуживца шефа полиции Брауна, предстающего в исполнении Алексея Кравченко дубоголовым десантником, любящим летним деньком покупаться в близлежащих фонтанах. Цинизма и презрения к людям у этого Мэкки куда больше, чем удали. И потому он не будет сожран пауком Пичемом (Николай Чиндяйкин). Он сделает карьеру еще похлеще, чем у Пичема. В третьем финале брехтовской пьесы, саркастично высмеивающем финалы европейской драмы, где королевские вестники спасают приговоренного к наказанию героя, Серебренников превращает вестника в огромный скелет, сидящий верхом на скелете какого-то ящера, а самого «повешенного» заставляет шагать по вертикальной стене, на которую откуда-то сверху скатывается ковровая дорожка. Его Мэкки не просто остается жить. Он начинает восхождение к вершинам. Он не уходящая натура (как у Брехта), а приходящая…

И хотя главная мысль, увы, прочерчена в спектакле пунктирно, хотя порой она оказывается погребена каким-то общим актерским мельтешением и весьма скверной игрой женского состава (приятное исключение составляет Марина Голуб, уморительно играющая свою миссис Пичем непросыхающей пьянчужкой), хотя спектакль, особенно во втором акте, энергетически провисает, читается мысль все же внятно. У Брехта на смену бандитам, грабившим банки, пришли бандиты, управляющие банками. У Серебренникова бандиты, управляющие банками и фирмами, остались на месте. А бандиты, грабившие и убивавшие, пошли еще выше. Даже страшно предположить, до каких социальных вершин они у него дошагают.
Пресса
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002