ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Контрабас

Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Драматург, писатель, музыкант и затворник Патрик Зюскинд написал свой «Контрабас» для радио. Но вот уже более 30 лет драматические актеры не оставляют желания воплотить на сцене этот монолог одинокого музыканта — гения в восприятии красоты, но ремесленника в искусстве. В нем есть все или почти все: трагедия маленького человека, неразделенная любовь, разговоры о музыке, которую он потрясающе чувствует, — от благоговейного преклонения перед ней до баек из жизни композиторов, которых этот человек рассматривает через весьма необычную призму: а каков вклад этого композитора в искусство контрабаса?
Несколько лет назад в польской Торуни прошел даже международный фестиваль, посвященный только этому тексту. Наш «Контрабас» (тогда его играл Константин Райкин в спектакле Елены Невежиной) туда не поехал по очень простой причине: все театральные братья по «Контрабасу» играют эту пьесу в камерном пространстве малой сцены, а Райкин играл на тысячный зал и втискивать свой спектакль в прокрустово ложе камерного пространства не собирался. Хотя реквизит его спектакля был минимален и вписался бы в любое пространство — несколько ящиков из-под пива, пивные бутылки да его величество контрабас. А вокруг музыка и космос.
На «Контрабас» заглядывались и Евгений Миронов с Кириллом Серебренниковым, и Константин Хабенский. Последний довел свою мечту до воплощения вместе с молодым режиссером Глебом Черепановым, который весьма удачно дебютировал на сцене МХТ с «Удивительным приключением кролика Эдварда», сделанного с детским задором, изобретательной мастеровитостью и недетской печалью. Они тоже предпочли большую сцену, да еще и сочинили целую пространственную и звуковую партитуру: герой Хабенского практически не остается один на один с текстом, музыкой и публикой.
В обитое полосатыми матрасами пространство, как в преисподнюю, сваливается закутанный человечек с неподъемным футляром, который предназначен для какого-то инструментального «акселерата». К футляру приделана горка, по которой человечек неуклюже скатывается в свое жилище, путаясь в пальто и фалдах непомерно длинного фрака, явно с чужого плеча. Как и предполагалось, нормального контрабаса в футляре нет, зато есть еще один матрас, молоток, пивные бутылки. Человечек старается поскорее заколотить дверь последним матрасом, торопится, бьет себя по пальцу (рабочему инструменту!), лелеет ушибленный палец, с яростью отправляет «провинившийся» молоток в мусоропровод, ставит пластинку, запутывается в пальто, не успевая вытащить голову к любимому мотиву и дирижируя с застрявшей головой…
Убежище сумасшедшего точно ведет с ним диалог. Контрабасист давно надрессировал его так, что любой предмет готов отвечать звуками на зов своего хозяина. Он играет на бутылках, перекладинах в спинке стула, ежике для унитаза. В качестве «успокоительного» хватается за музыкальную шкатулку, накручивая ручку от presto к largo. Порой он даже ставит пластинки, которые развешаны на стене огромного шкафа, но пластинки заедает на самых любимых местах. Музыка, гармония не дается этому повелителю звуков. Музыка звучит в его душе, но в реальности откликается скрежетом и стуком. Даже контрабас вместо положенных ему мужественно глухих звуков издает какой-то жалобный скрежет — его обладатель водит по струнам шарфом. Но, признаться, даже в этот момент интуиция еще не подсказывает, какой финал задумали актер и режиссер.
А забитая матрасами конура между тем вовсе не гарантирует защиты. С грохотом вываливается мусор от живущей выше соседки, уставшей от звуков контрабаса; распахивается дверца огромного шкафа, откуда веет мусорный ветер. Но когда контрабасист распахивает окно, чтобы показать, как шумна его улица, за ним царит зловещая тишина и чернота. Обитая матрасами обитель оборачивается мороком и наваждением. А когда контрабасист стреляет из пистолетика, воображая, как застрелит его охранник в театре за дерзкий крик посреди спектакля, матрасы с лампами и вовсе обрушиваются, превратив жилище музыкального отшельника в зияющий хаос. Контрабасист, кажется, этого даже не замечает, но от игрушечного выстрела в его мозгу что-то окончательно замыкается, и перед нами предстает безумец.
Константин Хабенский, у которого преступно давно не было премьер в театре, решительно расправляется с имиджем романтического героя. Все свое мастерство он вкладывает в едкий образ абсолютного неудачника, который «дошел до самой сути» в науке несчастья. Любовь и музыка, которой он верно служит, перебродили и скисли в его душе, отравили и ослепили ее. Хабенский показал механизм рождения маньяка, потерявшего всякую связь с реальностью (толь¬ко вряд ли Патрик Зюскинд писал именно об этом). Собираясь на вечерний концерт, контрабасист проделывает было обратный путь наверх, но неожиданно застревает в дверях и приковывает себя наручниками к футляру-гиганту. А затем и вовсе обнаруживает «скелет в шкафу» — труп юной Сары в холодильнике. Так, маленький человек с большими страстями становится своеобразным младшим братом Питера Гренуя — главного героя самого знаменитого романа Зюскинда «Парфюмер».
Но режиссер и актер не захотели оставлять публику с финалом триллера и подарили еще один финал — театральный: точно музыканту, прикованному наручниками к контрабасу и к трупу убитой, явилось сладкое видение, в котором он на¬конец познакомился с Сарой и даже нашел музыку, которую они могут исполнять вместе, сопрано и контрабас. На абсолютно пустой сцене, «когда опера становится Вселенной», деревянный голосок куколки-сопрано (Ольга Воронина) и робкий бас туттиста (Константин Хабенский специально освоил контрабас для этой сцены) исполняют арию Генделя Lascia ch'io pianga. Но ее величество Музыка так и не дается им в руки.

Статья опубликована в журнале http://exclusive-magazine.ru/
Пресса
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002