ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский: театр — это жизнь, а кино — деньги

, 01.2006
Свою звездность исполнитель главной роли в фильме о «Дозоре», вторая часть которого на днях вышла на экраны, ощущает в полной мере. Однако считает себя прежде всего актером театра, а роли ему выбирает… Михаил Пореченков. И каждый Новый год Константин встречает с надеждой на лучшее.

- Константин, вы в детстве в Деда Мороза верили?
 — Верил, как любой нормальный ребенок. И ждал подарков.
- Какой Новый год в вашей жизни был самым необычным?
 — Думаю, такой еще впереди. Я вообще не люблю зацикливаться на том, что у меня было позавчера или 7 лет назад. Все лучшее — завтра. Вообще-то мы привыкли в новогоднюю ночь сидеть дома или в гостях: стол, шампанское, телевизор… А вот на сей раз в 2 часа ночи с 31 декабря на 1 января в московском кинотеатре «Октябрь» — премьера «Дневного дозора». Так что нынешний праздник у меня весьма своеобразный.

Чувствую энергетику людей

- На ваш взгляд, «Дневной дозор» удался?
 — По-моему, вторая часть фильма получилась удачнее первой. Может, мы глубже прочувствовали роли, вошли во вкус. В «Дневном дозоре» ярко выражена любовная линия. Мне кажется, эта картина больше тронет женщин. 
- Вы наверняка читали книги Лукьяненко, по которым эти фильмы сняты. Ваш Антон Городецкий и персонаж книги одинаковы?
 — Да, читал, но по необходимости. Честно признаюсь: я не большой поклонник такой литературы. Мне просто был интересен жанр фильма, поэтому решил сниматься. А образ Городецкого — это первое, с чем не соглашался Сергей Лукьяненко. У него выписан герой, который без душевных сомнений крушит все вокруг во благо Света. Мы с режиссером Тимуром Бекмамбетовым подумали и решили, что намного интереснее, даже трагичнее будет выглядеть «герой поневоле». Человек, который попал в определенные обстоятельства и вынужден в них выживать.
- После выхода «Ночного дозора» Антон Городецкий стал культовым героем. Что происходит с ним в «Дневном дозоре»?
 — Антон меняется — я на это надеюсь. По крайней мере, мы приложили много усилий, чтобы он изменился. И даже стал в некоторых сценах неприятен зрителям. Он нормальный, самый обычный человек, который понимает, что нет идеального добра и абсолютного зла.
- Забавные случаи на съемках происходили?
 — В моем пересказе забавные случаи почему-то перестают быть забавными. Съемки были очень интенсивные, долгие, тяжелые. Представьте: ночь, зима — практически все снималось на улице. Запомнилось то, что мы работали на пределе сил. 
- В одном из интервью вы говорили, что у вас в роду была некая колдунья и от нее вам передался такой дар: все синяки и раны на вашем теле проходят за несколько часов.
 — Я это говорил?! Нет, это за меня написали, я такого никогда не рассказывал. Хотя я суеверный. Достаточно суеверный и достаточно верующий. 
- А как вы относитесь к мистике? Съемки в «Дозоре» не изменили ваше к ней отношение?
 — К мистике я отношусь… с уважением, скажем так. Какой-то мир, помимо нашего, точно существует. Но фильм есть фильм, и съемки стоят в стороне от жизни. Вы же наверняка заметили по первой картине: мы попытались совместить мистические вещи с бытом, объяснить потустороннее рациональным. Например, воронка над головой — это всего лишь сквозняк. Так и в жизни можно ко всему подходить с двух сторон. Вот мы сидим с вами на кожаных диванах. С одной стороны, диван как диван, а если присмотреться — это какая-то другая энергетика… В общем, я верю в энергетику. И сразу чувствую людей — смогу с ними общаться или нет.

Роли мне выбирает Пореченков

- Кто из профессиональной среды для вас энергетически «свой»?
 — У нас большая компания. В нее входят многие театральные актеры — например, Александр Семчев, Андрей Зибров. Временами встречаемся с Михаилом Трухиным — по крайней мере, интерес друг к другу не потеряли. А с Мишей Пореченковым у нас дружба со школьной скамьи. Мы поступали вместе, у нас одно дело, одни интересы, шутки одинаковые. Мы даже роли друг другу выбираем. Есть еще несколько человек, которых я могу назвать своими друзьями: они не работают ни в театре, ни в кино, но тоже творческие души.
- А что вам ближе — театр или кино?
 — Это несравнимые вещи: у обеих есть своя прелесть. Но театр заставляет чувствовать, жить. В театре — настоящее творчество, там получаешь удовольствие и адреналин, которого порой не хватает в обычной жизни. Что касается кино… Мы получаем там деньги. Иногда удовольствие. Когда одно с другим сходится — это просто фантастика.
- Но, наверное, съемки в кино — это каждый раз еще и новый опыт?
 — О да! В кино я многому научился, даже трудно перечислить. Например, в «Дневном дозоре» — разговаривать под водой. Освоил управление всеми видами транспорта, кроме разве что танка.
- А как вы вообще стали актером?
 — Я работал монтировщиком в неформальном театре-студии «Суббота» и по мере сил выходил на сцену «театральным горшком» — это когда вокруг главного героя вместо задних декораций ставят людей. Постепенно почувствовал вкус к пребыванию на сцене, поступил в театральный институт.
- Ваши родители как-то связаны с театром?
 — Я рос в рабочей семье, у меня замечательные родители. Отец — инженер, мама — преподаватель математики.
- Если бы вы не стали актером, чем бы занимались?
 — Кто его знает… В свое время я работал и сторожем, и полотером. Как-то летом даже дворником подрабатывал — летом полегче, чем в стужу. Одно время на Невском стоял, играл на гитаре.
- И много зарабатывал уличный музыкант Хабенский?
 — Да что вы! Поймите, это же не способ зарабатывать деньги. Это способ хорошо провести время, с кайфом. Я с большой симпатией отношусь к молодым ребятам, которые стоят в Москве на Тверской или в Питере на Невском, поют песни. Они же тоже не ради грошей там стоят.

Я выдумываю жизнь

- Помню, вы рассказывали о своем хобби — коллекционировании театральной обуви известных людей. Нашли для нее подходящее место? Прежде вы говорили, что она у вас дома хранится.
 — Забудьте об этом! Эта коллекция, как и многое другое, была придумана. Скучно постоянно давать одни и те же ответы на одни и те же вопросы. Вот мы с Мишей Пореченковым и стали выдумывать свою жизнь, каждый раз рассказывать что-то интересное.
- Слышала, что вы любите отдыхать в своем доме под Псковом. Не та ли это деревушка, где вы снимались в фильме «Свои»?
 — Это не та деревня, где снимали кино, но находится она совсем рядом. Природа под Псковом очень красивая. Кто бывал в этих местах, знает, о чем я говорю. Озеро, лес, дом деревянный… Никакого хозяйства, животины, огорода у меня там нет.
- И чем вы там занимаетесь?
 — Что придет в голову, тем и занимаюсь: книжки читаю, камин жгу, рыбу ловлю. На диване люблю полежать. Это нормально. Думаю, никому не хочется после работы вместо отдыха идти на холод убирать снег или огород копать. Хочется просто полежать, поплевать в потолок.
- Что читаете?
 — До бесконечности могу перечислять количество прочитанных сценариев и пьес. А на художественную литературу если и остается время, то уже не остается сил. Сначала надо выспаться, а потом читать. Иногда месяцами ношу книгу с собой и никак не могу ее открыть.
- Вы уже два раза с неприязнью упомянули холод. Это связано с детскими воспоминаниями?
 — В детстве я четыре года прожил в Нижневартовске. Такое ощущение, что весны и осени там вообще нет. Есть три месяца тепла, и снова снег.
- А первая любовь вас когда посетила?
 — В том же Нижневартовске. Все воспоминания об этом городе у меня заснеженные, поэтому даже лица девочки я не помню. Помню только, что шубок и шапок на нас много было.
- Как вы с будущей супругой познакомились?
 — Это было в кафе возле Театра имени Ленсовета, перед премьерой спектакля «Калигула». Девушки сидели за соседним столиком, я подошел и пригласил Настю на премьеру.
- А правда, что вы пришли в загс расписываться не в классической одежде, а в джинсах и свитере?
 — Да, этот так. А вы считаете, что джинсы и свитер — это не классика?
- Какие качества, по-вашему, отличают настоящую женщину?
 — Женственность и женская мудрость, я думаю.
- Именно эти качества привлекли вас в Анастасии?
 — Да, конечно. У меня все нормально, я счастлив. Но вообще-то на личные темы я не люблю говорить.
Меня гасят друзья
- А о чем бы вы спросили, если бы брали интервью у Константина Хабенского?
 — Хм. .. Я бы, наверное, задавал вопросы о театре. Здесь мне есть о чем рассказать.
- Тогда расскажите о своей любимой роли.
 — Любимые роли — самые сложные. К ним относится и Калигула, и Дурачок Карл в «Войцеке», и Зилов из «Утиной охоты».
- Ваши роли как-то перекликаются с вашей личностью?
 — Если я веду роль, герой в какой-то степени становится на меня похожим. Но мы живем, развиваемся, и наши роли меняются вместе с нами. Поэтому каждый раз, когда выходишь на сцену, ты играешь не то, что играл много раз, а что-то новое. На каждом спектакле что-нибудь выщелкивается, заново проверяется. Я бы назвал это секундами истины, как бы пафосно это ни звучало. И чувство страха, нежелание выходить на сцену — естественно. Это как бег с препятствиями, как погружение на глубину.
- Сейчас вы нередко гастролируете по стране со спектаклем МХТ «Белая гвардия». Как зритель принимает постановку?
 — Мы привозили «Белую гвардию» уже в восемь городов, последним был Новосибирск. Пожалуй, это один из наиболее тяжелых, в плане транспортировки, спектаклей. Но зритель его хочет увидеть, значит, надо везти. Как сказал Миша Пореченков, мы играем не мертвое прошлое, мы играем живых людей. И Булгаков жив. Когда мы выступали в Киеве — это было нечто! Зритель связывал все действие с недавно прошедшими на Украине событиями: каждая реплика оживляла зал.
- Вы популярнейший актер. Звездной болезнью не страдаете?
 — У моих друзей есть для меня рецепт от такой болезни. А у меня есть лекарство для них. Если у нас и были какие-то приступы, они тут же гасились — на то мы и друзья. И вообще нужно относиться к себе с юмором.

Михаил Пореченков о Константине Хабенском: «Большую часть времени он молчит. Он просто молчит и курит сигарету. Поэтому мы разделились так: я - красивый, он - умный. Вот так мы и живем. Я все время болтаю за двоих: и за него, и за себя».
Пресса
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002