Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Голливуд в «Табакерке»

, 31.05.2005
Надо признать, «Табакерка» в этом сезоне выглядит непривычно бледно. Спектакли, конечно же, выходят один за другим, но все какие-то случайные, необязательные. Чуть лучше, чуть хуже, а в памяти не удерживаются. Словом, ни одного мало-мальски заметного события у них пока так и не случилось. Последняя премьера этого сезона по пьесе американского драматурга (он же актер и режиссер) Филипса Дж. Барри «Блюз Толстяка Фредди» тем более ни на какие высокие слова претендовать не могла просто по определению. Такие вещи ставятся для кассы, а критики, небрежно отворачиваясь, говорят о них: ну, это так, коммерческий пустячок. Коммерчески успешной эта пьеса будет несомненно, а вот со словом «пустячок» театр, похоже, решил поспорить.

Режиссер Андрей Дрознин (имя в московских театральных кругах не слишком раскрученное, что называется, не у всех на слуху) взялся доказать, что легкий жанр и попса — разные вещи, а коммерческое искусство может (и даже должно) быть искусством. И тот, кто скажет, что он ломится здесь в открытую дверь, будет не прав. Мысль сама по себе банальная, соглашусь, а подтверждений ее очевидности не так уж и много. Не сразу и вспомнишь, примеров — по пальцам перечесть. А Дрознин умудрился глуповато-пошлую ситуацию представить не пошло, не глупо и, что уже совсем удивительно, с неким посланием в зал, то есть с моралью. Мораль, конечно же, типично американская, но и она нам сейчас вполне ко двору.

В центре сюжета молодой человек по имени Расс (Игорь Петров), за которого бьются две женщины — его жена Дженни (Ольга Красько) и бывшая возлюбленная Диана (Дарья Калмыкова). На стороне Дианы ее папа, богач и мафиози Фредди (Михаил Хомяков), и он не жалеет денег для счастья дочери. Полмиллиона предлагает сначала Расу, потом его жене за развод, а в конце концов уговаривает всю троицу взять деньги, поделить на троих и не расставаться. История, сами видите, анекдотическая, антрепризами и так и эдак растиражированная, как играть — известно. Форсированный голос, активная мимика, нарочито сексуальные телодвижения — и смех (а за ним и касса) обеспечен.

Дрознин поступил иначе. Действие в пьесе Барри происходит в 1952 году, а герой работает в кинотеатре, фильмы людям показывает, оттого, наверное, режиссер выбрал стилистику старого голливудского кино. В котором самое главное что? Правильно, хороший конец. «Не надо думать о жизни, надо жить» — вот кредо Фредди, бывшего когда-то толстяком, а ныне изрядно похудевшего от неизлечимой болезни. У него усики Марлона Брандо и пистолеты во всевозможных потайных местах. Михаил Хомяков играет его замечательно — остроумно, зажигательно, а главное, нежно. Не подводят и партнеры, особенно женщины, сумевшие в почти эстрадной ситуации найти какие-то совсем простые человеческие реакции. В пошловатом анекдоте, рассказанном «Табакеркой», есть чистота, как это ни странно. И доброта, и любовь к людям со всеми их слабостями, что уже не так удивительно, если вспомнить о Голливуде, режиссерскую стилистику определяющем. Хорошо известно, что «фабрика грез» своими сказками спасала страну от послевоенной депрессии. И в самом деле, человек, черт возьми, должен быть счастлив. Разве это не правильный для всех нас лозунг?