Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Хомяков: «Кино нравится, но с театром я его сравнить не могу!»

Ирина Шведова, Московская Правда, 16.06.2005
В Театре под управлением Олега Табакова Михаил Хомяков работает со дня открытия, а именно с 1987 года. Он из того, первого призыва, когда Олег Павлович впервые набрал свой курс в ГИТИСе, который по всему должен был стать театром, но случилось это только через шесть лет и после множества препятствий. С тех пор и поныне это один из самых популярных театров Москвы. А Хомяков вот уже почти 20 лет играет во всех постановках и по большей части главные роли. Недаром его учитель называет Хомякова одним из столпов «Табакерки», актером, смело пробующим себя в разных ипостасях. Великолепные работы у актера в спектаклях «Билокси-блюз», «Искусство», «От четверга до четверга», «Два ангела, четыре человека».

Мы встретились с артистом в гримерке после его последней премьеры — спектакля «Блюз Толстяка Фредди» Филипса Дж. Барри. Как «вкусно» (чем-то он даже похож на незабвенного Марлона Брандо в «Крестном отце») замечательный артист играет смертельно больного и, увы, уже не толстяка богача Фредди, который не жалеет денег для счастья любимой дочери. Полмиллиона баксов предлагает сначала ее бывшему возлюбленному, потом его жене за развод, но в результате советует «треугольнику» не расставаться, а деньги потратить, как захотят?

 — Михаил, перед встречей с вами специально подсчитала количество спектаклей «Табакерки», в которых вы заняты. 14 названий! Значит, творческого голода, к счастью, не испытываете. Поздравляю с очередной отличной ролью. Заметно, что особым спросом у зрителя пользуются пьесы западных авторов (во многих вы заняты в главных ролях). Они долго стоят в репертуаре и всегда аншлаговые. Согласны со мной?

 — Да, конечно. У нас в театре долго живут именно те спектакли, которые замешаны на ансамблевом существовании. Ради чего мы и собрались в этом театре. Давно-давно мы договорились, что создаем союз единомышленников, живущих на сцене в одной системе координат, понимающих свой «птичий язык». Ансамблевый театр — это то, чем силен русский театр в отличие от зарубежного.
А что касается драматургии, то, действительно, эти простые истории, рассказывающие про человеческие взаимоотношения, находят отклик у зрителя. У наших драматургов, увы, мы таких историй не находим, хотя усиленно ищем. Боюсь утверждать со всей определенностью, но создается такое впечатление, что рассказать душевную историю, чтоб и сюжет крепко держала, и актеры могли идти по «вешкам», и характеры интересные, у российских современных авторов не получается. В пьесе «Блюз Толстяка Фредди» мало того, что история есть хорошая, еще и четыре полноценных характера. Все борются за свою любовь с присущей им силой страсти. Четыре замечательные роли — это всегда интереснее зрителю, нежели один персонаж, вокруг которого все крутится, а актеры лишь подыгрывают ему.

 — А как вам самому этот поворот сюжета, когда отец, уходя в мир иной, благословляет дочку, ее возлюбленного и его жену на любовь втроем?

 — Конечно же, это нереальная ситуация, но мы и не претендуем ни на какое моралите. Трагедия (кстати, некоторый натурализм мы из спектакля убрали) ухода из жизни человека, по-моему, так трогательна и понятна каждому, что осуждать своего героя я, конечно же, не возьмусь.

 — Вы относитесь к первому поколению «табаковцев», а ваши партнеры совсем еще молодые актеры. Как вам с ними работается?

 — Мхатовская школа! Даша Калмыкова — ученица Аллы Борисовны Покровской и Романа Козака, Игорь Петров — ученик Авангарда Леонтьева — моего педагога. А вот Оля Красько — Олега Павловича и моя.

 — Сами себе партнеров хороших воспитываете! Несколько слов о режиссере Андрее Дрознине?

 — Когда-то Андрей учился в знаменитой студии Табакова, куда брали подростков. Они из режиссерской группы, которую тогда вел Валерий Фокин. У Андрея более шестидесяти спектаклей по всей стране, он был главным режиссером в самарском театре. У нас есть дата, когда мы отмечает свой дипломный спектакль «И с весной я вернусь к тебе». И на каждом таком сборище мы с ним договариваемся: давай что-нибудь вместе сделаем. Вот так мы и придумали этот спектакль. Нашли пьесу американского режиссера, актера и драматурга Барри, Олегу Павловичу она понравилась. Так и получился «Блюз Толстяка Фредди».

 — Артисты «Табакерки» сейчас много снимаются, а у вас как с этим? Кино и телевидение играют какую-то роль в вашей творческой жизни?

 — Играют, и не последнюю. Сниматься в кино надо, это часть профессии, ведь даже в дипломе у нас пишут: актер театра и кино. Снимаюсь и в сериалах. Недавно снялся в чеховском сериале у Константина Худякова для канала «Культура» — играл Ионыча. Другое дело, что у меня со временем совсем туго. Чтобы сыграть в кино полноценную роль, надо минимум на две недели оторваться от театра. Утром снимусь — вечером спектакль. Это Тяжело. Кино нравится, но с театром я его сравнить не могу!

 — Столько лет на этой маленькой сцене! Не надоело?

 — Да, маленькая, но родная. Кстати, мы давно уже стали выходить на большие площадки, но некоторые спектакли именно здесь хороши. А большая сцена? Вот, например, во МХТе я играю Тригорина в «Чайке». Это давний спектакль Олега Ефремова, но он так здорово сделан, что ничего менять не надо, — только актеры разные вводятся. Начинали играть Вертинская и Калягин. Потом Аркадину играла Ирина Мирошниченко, а в нашей версии в этой роли вышла Ирина Апексимова?

 — Мой любимый спектакль в «Табакерке» — «Билокси-блюз». Сколько уже вы его играете?

 — Это наш долгожитель. Поставлен в 1987 году! Сначала роль сержанта играл Сережа Газаров, потом Володя Машков долго время, теперь уже я много лет. При мне уже третий состав молодежи сменился. Удивительная судьба у спектакля! Что-то такое мы в этой армейской истории «раскопали», что уже почти двадцать лет спектакль не сходит со сцены. Тоже зарубежный автор — Нил Саймон?