Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки

Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Есть женщины, которые с возрастом борются. С переменным успехом. Другие — смиряются. Ирина Мирошниченко из тех, кто может заставить возраст работать на себя. Накануне юбилея Ирина Петровна согласилась ответить на вопросы «Комсомолки».

- Рассказывают о том, как вы сбежали из дома от родителей в актрисы.

 — Я никогда ни от кого не сбегала. Родители мечтали, чтобы я пошла в иняз. Особенно мама — несостоявшаяся актриса — хотела мне лучшей судьбы. Хотела, чтобы я учила французский язык, стала переводчицей, могла съездить за границу, посмотреть мир. А я из своей скромности думала, что меня все равно не возьмут в артистки, но готовила себя к театральной карьере исподволь. Сначала занималась в вечерней театральной студии. А через год всей группой пошли показываться в институты. И мне повезло.

- Вы помните свои экзамены?

 — К ним мне мама сшила платье. Тогда были в моде нижние юбки в оборках. Это мука была их крахмалить. Сверху — капрон, он тогда только-только появился. В разводах нежных тонов. Талия у меня была осиная. Высокий ремень, колышущаяся юбка — такой принцессой я шла на экзамен.

Для чтения я брала очень серьезный материал. А внешность — хрупкая, субтильная. Такая лирическая девочка. В общем, полное несоответствие формы и содержания. Когда меня приняли и я летела домой, эта мамина юбка была, как парус.

- Вам повезло: в спектакле «Соло для часов с боем» вы играли совсем юной актрисой с легендарными мхатовскими стариками. Страшно было выходить на сцену с такими корифеями?

 — Мой имидж тогда формировался под впечатлением от работы западных актрис. Наши замечательные старики пытались вернуть меня к российской театральной манере. Но, по большому счету, им нравилось, что я привношу в спектакли современную пластику, макияж, прически, джинсы. Тарасова, когда первый раз увидела меня в брюках на сцене, потребовала: «Немедленно сними». А уже позже она и другие старейшие актрисы сами стали ходить в элегантных брюках.

- Однажды молва похоронила вас заживо…

 — На меня это все произвело сильное впечатление. В моем театре распорядились готовить некролог, покупать цветы и заказывать место на кладбище. Потом весь следующий день я лежала и думала: «Вот ведь интересно — меня бы сейчас уже не было. А в мире ничего не изменилось». И от этой мысли было так страшно. С Раисой Мирошниченко, с которой меня тогда перепутали, я знакома не была. Когда о моей смерти сообщили, я была в «пробке» в машине на Тверской. У меня было первое желание открыть дверь и крикнуть на всю улицу: «Я здесь, я жива!» Первым делом я заехала к маме. Она, к счастью, радио не слушала."Говорю: «Мамочка, будут говорить о моей смерти, не верь». Когда приехала к себе домой, там уже было несколько знакомых с соболезнованиями. Телефон разрывался…

- Вы действительно автолюбительница со стажем и принципиально не допускаете к своей машине мужчин?

 — Первое верно. Второе не совсем. Ремонтируют ее все-таки мужчины — на автосервисе. Хотя однажды мой «Мерседес» встал. Я подняла капот. Как водится, откуда ни возьмись — несколько мужчин. Интересно же посмотреть, как артистка в машине ковыряется. Ну я их и прогнала. Иначе, если доверить автомобиль таким умельцам, они его только доломают. А я машину люблю. Еще в школе у нас ввели предмет «машиноведение». И все мои одноклассники его стороной обходили. Только я изучала его полностью, очень серьезно. С тех пор мы с автомобилями понимаем друг друга.

- Как в вашем кинобагаже оказалась роль королевы пиратов из фильма «Тайна мадам Вонг»?

 — До мадам Вонг таких интересных, необычных для моего амплуа героинь у меня не было. Предлагали играть простых советских женщин с печальной судьбой, от которых я порядком подустала. И тут приносят сценарий о другой жизни. Чума абсолютная. Все ярко, забавно. И я подумала: почему бы нет? Когда грим наложили, глаза сделали раскосые, я долго веселилась.

- Как вы снимаете обычно накопившееся напряжение?

 — Ложусь, смотрю телевизор, глажу собаку. И еще пью зеленый чай. Снимает раздражение и помогает не заснуть во время ночных съемок.

- Своими ролями вы производите впечатление сильной женщины. Оно обманчиво?

 — В жизни я не лидер. Под ногтем не люблю никого держать. Очень мягкая, как мне кажется, и покладистая. Бываю вспыльчивой, нервной. Но я Лев по знаку зодиака, и этим все сказано.

- Чего вам не хватает, чтобы считать себя стопроцентно современной?

 — Осталось овладеть компьютером и Интернетом. А так я считаю себя вполне современной.


Личное дело
Мирошниченко Ирина Петровна родилась в Барнауле. В 1965 году окончила Школу-студию МХАТ (курс В. Маркова) и сразу же была принята в труппу Художественного театра. Одной из первых ролей Мирошниченко в театре стала Маша в «Чайке». Сегодня в восстановленной чеховской пьесе Ирина Петровна играет уже Аркадину. Еще один спектакль-долгожитель с участием актрисы — «Татуированная роза» — уже много лет не сходит с мхатовской сцены. Ирина Мирошниченко в 1976 году стала заслуженной артисткой, а с 1988 года — народной артисткой России. Много снимается в кино. В последнее время выступает также как певица. Записала несколько компакт-дисков.