Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Провинциальный анекдот

Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Спектакль «Событие» по пьесе В. Набокова в постановке Константина Богомолова в МХТ — самое корректное и взвешенное на сегодняшний день высказывание этого молодого режиссера. После провокационной «Принцессы Турандот» в театре имени А. С. Пушкина и после задиристой «Чайки» в «Табакерке» от Богомолова можно было ожидать всего. Однако сцена Художественного театра повлияла на него таким образом, что режиссер поставил спектакль в, мягко говоря, несвойственной ему манере: не отступая от текста и не дополняя его вставками из, предположим, Достоевского и Ницше, скрупулезно и точно работая с актерами, получая удовольствие не от эпатажа, а от профессионального разбора и решения психологических задач. Результат не замедлил проявиться: каждый актер идеально совпал со своим персонажем, действие (особенно в первом акте) смотрелось захватывающе, а о красоте и выразительности оформления хочется сказать особо. Лариса Ломакина выстроила на сцене МХТ улицу и дом в разрезе: наверху — мостовая и два этажа здания с витринами магазинов и окнами. На первом плане — квартира семьи художника Трощейкина, располагающаяся в полуподвале. Несмотря на это эмигрантский быт русских обитателей по-чеховски изящен и обставлен с ностальгическим вниманием к деталям — буфет, диван с высокой спинкой-полкой, чайный сервиз на столе. В глубине — студия живописца-ремесленника, перебивающегося заказами в провинциальном немецком городке, где он перерисовал уже всех обитателей. Сергей Чонишвили в роли Алексея Максимовича очень меток: ни одна деталь, характеризующая его героя, не ускользает от актера — самолюбование и самоупоение, вальяжность, эгоизм, скрываемая ничтожность и главное — трусость, недостойная мужчины. Такой актер, как ленкомовец Сергей Чонишвили, — отличное пополнение в труппе МХТ. Фактурный, с прекрасным голосом и артикуляцией, он до обидного мало был занят в спектаклях Ленкома. Его дебют в Художественном театре — серьезная заявка.

Стоит вообще заметить, что актерский ансамбль в «Событии» «пригнан» отлично. Жена героя Люба — Марина Зудина — и красива, и деликатна. О ней говорят: «Тебя выдумал Чехов, выполнил Ростан и сыграла Дузе». Она скучает и томится, как пост-чеховская героиня, живет прошлым — бурной любовной историей, предшествовавшей замужеству, смертью малолетнего сына. Люба декоративна в своих изысканных шелковых платьях (работа художника по костюмам Светланы Калининой, в особенности по части женских нарядов, выше всяких похвал), но она же остроумна, не лишена тонкости чувств и оказывается натурой, скрывающей под маской равнодушия кипение страстей. От скуки заводит пошлый романчик с Ревшиным (Игорь Верник). Но когда в сонном немецком городке появляется ее бывший возлюбленный Барбашин, отсидевший в тюрьме за покушение на убийство, спровоцированное ее свадьбой с Алексеем, все приходит в движение, и ее жизнь, похожая на застывший пруд с картин Борисова-Мусатова — в первую очередь. Все с содроганием ждут появления грозного мстителя, обещавшего несколько лет назад: «Погодите, вернусь и добью вас обоих».

Невидимая работа режиссера над расстановкой сил в спектакле позволяет разыграть эту историю, похожую на шахматную партию, с точностью и изяществом. Игорь Верник с несвойственной ему безжалостностью по отношению к собственному обаянию выглядит в роли циничного и не слишком благородного Ревшина весьма убедительно. Наташа Швец (Вера, сестра Любы) шикарна, элегантна, по-прежнему очень неважно артикулирует, но именно такой и уместна в спектакле: холодная бездушная красавица является как бы противовесом тому нагнетаемому ужасу, который навис над домом ее сестры."Никто твоей крови не жаждет!, — презрительно бросает она Алексею. И тщательно скрываемое равнодушие Трощейкина к будущему всех, кроме себя-любимого, объясняется просто, когда привычным, неконтролируемым жестом он гладит ногу сидящей на диване Веры и почти машинально целует обнажившееся под платьем бедро над чулком. В перепутавшейся паутине пошлых, никчемных адюльтеров, заполняющих повседневность эмигрантской жизни, эти люди уже никого не любят, а волочатся и совокупляются мимоходом, от бессмысленности происходящего, безденежья и бесцельности.

Константин Богомолов не был бы самим собой, если бы все же не добавил неожиданной глубины этому провинциальному анекдоту. Дело в том, что, будучи человеком образованным и начитанным, он без труда выяснил, что время написания пьесы Набоковым — 1938 год — совпадает с приходом к власти нацистов. Таким образом Германия конца 30-х годов ХХ века в виде хроники становится обрамлением действия. Вначале это радостные марширующее на парадах обыватели, только свастика на повязках и знаменах конкретизирует ситуацию. В финале, после неожиданной развязки — это кадры хроники с измученными, голодными, умирающими, бездомными людьми, — на фоне которых мелкие страсти героев пьесы кажутся ничтожными. Таким образом, режиссер прямо заявляет: событие — это не возвращение мелодраматического мстителя к своим иллюзорным врагам, а ни много, ни мало — ход истории. Честно говоря, из пьесы это не следует вовсе. Поэтому введение «События» в исторический контекст (хронологически, конечно, справедливое) и поиск связей содержания пьесы с происходящим за пределами ограниченного мирка ее обитателей оправдать крайне трудно. Да еще ария Ленского из «Евгения Онегина» на немецком языке — символ потерянной родины и культуры, переставшей быть достоянием этих изгнанников. Им, погрязшим в безденежье и бессмысленном существовании, не принадлежит здесь ничто, даже музыка Чайковского. Что остается героям пьесы, бежавшим от большевиком в семнадцатом году, убого приноровившимся к эмигрантскому житью в межвоенной Германии, накануне второй мировой войны? Поэтому и появляется на витрине магазина над ними шестиконечная звезда и надпись “jude” — кошмар продолжается.

В постановке Константина Богомолова смешаны две стилистики — традиционный психологический театр и гротеск. На стыке этих двух эстетик оказывается персонаж Александра Семчева — мать Любови, писательница Антонина Павловна, эстетка, живущая исключительно творчеством. Редчайший случай, когда в женской роли мужчине-актеру, да еще с такой колоритной внешностью и шлейфом популярных киноролей за плечами, удается так точно, деликатно, взвешенно существовать на сцене, виртуозно балансируя между иронией и человечностью. Если его героиня и вызывает смех, то лишь в те моменты, когда актер допускает самоиронию. Например, читая отрывок из своей сказки «Воскресающий лебедь» из цикла «Озаренные озера» и размышляя над замечанием «что-то среднее между стихотворением в прозе и прозой в стихах. По-моему, комплимент». В своих балахонистых платьях, украшениях, ночных папильотках она трогательна и нелепа, и остается несмотря на острую характерность, одним из самых живых персонажей спектакля.

А вот галерея монстров, приходящих к ней на именины — это прямо какой-то парад призраков. Чудовищная акушерка Элеонора Шнап (Дарья Мороз) с выбеленным лицом и «очаровательной» манерой изрекать исключительно неприятности: «Кроме щипцов я имею еще большое грустное сердце». Или декламирующая в рифму мадам Вагабундова (Ольга Барнет) с синими глазами и губами. Супружеская пара тетя Женя (Ольга Литвинова) и дядя Поль (Павел Ващилин) тоже зловеще загримированы. К тому же им отдается самый эффектный трюк — удар бутылкой шампанского по голове со словами: «Что-то в нем испортилось». Павел Ващилин со свойственной ему музыкальностью ведет практически оперную партию — весь его абсурдный текст положен на авангардную музыку Фаустаса Латенаса. Парад чудовищ завершает пара близнецов Мешаевых (оба — Ростислав Лаврентьев) и «сын ювелира в виде картины» (Яна Осипова) — сошедший с холста мальчик-оборотень с порочным напудренным лицом, безостановочно снующий по сцене и под шумок ворующий сладости. Служанка Марфа с резким голосом (Роза Хайруллина) тоже похожа на персонаж триллера. Эта соната призраков перебивается «закадровым» диалогом супругов, единственный раз, да и то мысленно, говорящих друг с другом искренне, по существу в эту страшную последнюю, как им кажется, ночь.
Возникающий саспенс должен был бы ко второму действию разойтись до атмосферы полного кошмара, поскольку напряжение в пьесе усиливалось все больше. И появление безумного сыщика-телохранителя в клоунском гриме (Федор Лавров) с его новейшими методами работы это подтверждало. (Вообще, если абстрагироваться от реалий постановки и просто вчитаться в текст Набокова, в нем обнаруживается множество остроумных и даже пародийных моментов). Но пока режиссеру удалось лишь затянуть зрителей в интригу первым действием. Позже темп как-то обидно упал, второе действие прошло затянуто и тягуче. Хотелось, как в классическом триллере, с содроганием ожидать развязки, но какая-то вялая усталость повисла над сценой. Вот получил Ревшин пустую записку: «…такая белизна страшнее всяких угроз». Но нет развития, нет нарастания… Это, конечно, поправимо. Тем более, что у актеров масса возможностей усилить эмоциональность диалогов и развязки. (Когда мститель не появляется, подобно статуе командора, а отправляется восвояси по железной дороге, все даже чувствуют разочарование. Мало крови!…) Они уже нащупали несколько верных ходов. Героиня Марины Зудиной до озноба, до жара ждет появления своего бывшего возлюбленного. Ее ссора с мужем, их взаимные упреки в проброс — это лишь шум, призванный заглушить тревогу ожидания, постепенно переходящего в панику. Очень остроумно сделан момент, когда Любовь говорит: «Я крикну ему, что я его люблю, что все было ошибкой, что я готова с ним на край света бежать». А муж отвечает: «Нет, это все не то… А вдруг он не поверит? Нет, он обидится и тут же убьет». Реакция — великолепная. В этом эпизоде Зудина и Чонишвили уловили главное: на грани абсурда и реализма у Набокова рождается настоящая театральность. Еще две-три таких зацепки — и финальное действие спектакля приобретет изящество и легкость. А что в театре — самое важное? Легкое дыхание. 
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020
«Стойкое сообщество, чес-слово», Елена Дьякова, Новая газета, 10.11.2020
Фестиваль «Золотая маска» объявил победителей, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020
Театральная премия «МК» стала первой пандемической, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 29.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
МХАТовцы поспорили о «Чайке», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 10.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Дарья Мороз получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.04.2019
Тихая революция, Мария Иванова, Институт театра, 1.03.2019
В Екатеринбурге покажут спектакль по оскароносной истории Вуди Аллена, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.10.2018
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
«Три сестры» Константина Богомолова как скальпель хирурга, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 1.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Дарья Мороз в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 27.05.2018
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Дарья Мороз в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 25.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Абсолютная математика Дарьи Мороз, Ирина Удянская, Watch Russia, 10.05.2017
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
Память сердца. Эпизод 2, Эмилия Деменцова, Театрон, 2.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
9 вопросов для Дарьи Мороз, Пресс-служба МХТ, 18.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
В МХТ грядет громкая премьера: в главной роли Олег Табаков, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 3.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
Дарья Мороз: «Первую роль я сыграла младенцем», Светлана Васильева, Омская правда, 14.05.2014
Дарья Мороз: «У нас из всего делают драму», Ирина Чернышева, ИА «ОмскПресс», 12.05.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Дарья Мороз: «Хочу дружить со своим возрастом», Елена Чайкина, Вокруг ТВ, 29.08.2013
Суд публики, Анна Наринская, Коомерсантъ Weekend, 15.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Дарья Мороз, Нина Соловей, Пермская афиша, 10.07.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Дарья Мороз: «Пусть лучше меня считают склочной», Елена Добрякова, Невское время, 6.04.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Дарья Мороз учится на своих ошибках, Алина Фрейд, Ваш досуг, 22.07.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Люди и манекены, Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000
Триллер имени Гофмана, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2000