Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Она уникальный слухач и нюхач в профессии»

Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Свой юбилей отметит сегодня актриса, режиссер и театральный педагог Алла Покровская. Она окончила Школу-студию МХАТ и уже в 1959-м стала актрисой «Современника». Алла Покровская была женой Олега Ефремова, их сын Михаил Ефремов тоже стал актером. В последние годы она создала несколько замечательных ролей в спектаклях Художественного театра. О дружбе с ней корреспонденту «Газеты» Глебу Ситковскому рассказал худрук театра им. Пушкина Роман Козак.

«Я поступил в Школу-студию МХАТ, когда там набирала курс новая команда — Ефремов, Покровская, Мягков. Это был первый актерский курс Ефремова, и мы все на курсе осознавали, как нам повезло. С первого же дня мы поняли, что Алла Покровская — не просто педагог, но еще и уникальный слухач и нюхач в профессии. Она каким-то образом знает, что может случиться с актером через 5 минут, через месяц и через год. Ее чудовищная интуиция не раз повергала меня в смятение. 

Алла Борисовна репетировала наш дипломный спектакль „Оглянись во гневе“ Осборна. Это пьеса, в которой она сама когда-то играла. Мы с моим другом Брусникиным были несколько высокомерны с ней: когда она дала нам пьесу Осборна и спросила наше мнение, мы снисходительно сказали: „Ну ничего, можно попробовать“. Я в том спектакле играл Джимми Портера, Брусникин — моего друга. Только потом мы с ним поняли, что она перевела нашу житейскую дружбу в сюжет спектакля.

Потом, когда я уже пришел в театр Пушкина, мы вместе с ней ставили „Ромео и Джульетту“. Чуть позже мы с Костей Райкиным решили сыграть на двоих „Косметику врага“ и сразу позвали в качестве режиссера Покровскую, чтобы был какой-то взгляд со стороны. Постановочные идеи в этом спектакле принадлежали мне, но я выходил на сцену как актер, и мне нужен был человек, которому стопроцентно доверяешь. Скажу честно, это было непросто, потому что сразу вспомнились студенческие стены. Она бескомпромиссна в работе, ты рядом с ней остро чувствуешь свои недостатки, и это иногда болезненно для самолюбия. 

Я считаю ее членом своей семьи, мы очень часто бываем друг у друга дома. Мне бы очень хотелось, чтобы она как можно меньше ударов получала в этой жизни — слишком уж много их было за прошлые годы. В пьесе „Чайка“ на медальоне было написано: „Если тебе понадобится моя жизнь, приди и возьми ее“. Я всегда готов это повторить Покровской. Она это знает про меня, но я хотел бы лишний раз ей напомнить. Впрочем, я боюсь пафосных слов, говоря о ней. Она этого не любит, у нее для этого слишком хороший вкус.»