ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается»

Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Он ужасно занят. работа в союзе кинематографистов. только что вышла премьера в мхт: первая его большая роль в этом театре — главная роль в «крейцеровой сонате» льва толстого. съемки в одессе. он очень занят, но при этом, кажется, абсолютно владеет ситуацией и ведет себя как настоящий барин: быстр, весел, вежлив, внимателен, обаятелен, искренен, отвечает почти сразу, почти не задумываясь, иногда — в открытую забавляется. вообще, у него, кажется, настоящий комплекс собственной полноценности, что, безусловно, — огромное его достоинство и невероятная по нынешним временам редкость.


- Вам приятно, что вы стали Михаилом Евгеньевичем для незнакомых людей, а Мишей быть перестали?

 — Не знаю. На самом деле я все равно Миша. А что касается «Евгеньевича», то у нас это с Константином Юрьевичем (Хабенским. — Прим. ред.) давно пошло — мы так друг друга называем уже несколько лет. Плохо другое — возраст. Хорошо, конечно, что есть какое-то признание. С другой стороны, признанию всегда сопутствует осознание того, что ты стареешь.

- Переход в средний актерский возраст болезненно прошел?

 — Я никогда не отношусь болезненно к своей работе. Я знаю, что для меня работа всегда найдется. Просто я должен отдавать себе отчет в том, сколько лет активной актерской деятельности мне осталось. Думаю, не более десяти, учитывая, что мне сорок. Ну пятнадцати.

- Почему так?

 — Потому что рядовой артист, не руководитель своего театра, к пятидесяти — пятидесяти пяти годам играть перестает. Такова театральная практика.

- А вы еще как-то умеете зарабатывать, кроме как игрой?

 — Вот это я и должен понять за те десять — пятнадцать лет, которые мне в профессии остались. Наверное, придется открывать свой бизнес, чтобы не пришлось потом висеть на шее у детей и ныть, что я никому не нужен.

- Когда этот номер выйдет из печати, уже будут известны результаты выборов в руководство Союза кинематографистов. Зачем вам пост председателя Союза? Откуда в вас имперские амбиции?

 — Меня знаете, на чем поймали, втянули в эту историю? На патриотизме.

- А вы спокойно относитесь к этому слову, не передергивает от пафоса?

 — Нет. Мне вот интересно, а на фиг тогда в этой стране жить, если от слова «патриотизм» передергивает? Еще вопрос — я встречаю много молодых, от которых прихожу в шок. Потому что они с таким презрением говорят: «Фу, Россия, тут всегда будет бардак и ворье». Ну тогда и валите отсюда, если тут всегда так будет! Или это такая позиция — очень выгодная, кстати, — «мне все не нравится, поэтому я ничего не буду делать». Самая выгодная позиция: быть всем недовольным и ничего при этом не делать. Я хотел сделать. Пытался. Бился. Понимал всегда, что это все очень сложно. Потому что если в организации начинают мешать личное с общественным, то она обречена на гибель и провал. Это я про Союз кинематографистов. Если нет единоначалия — тоже гибель. Если даже над очень талантливыми людьми не стоит средний управленец — они начинают хуже работать. А там его нет — и, я думаю, не будет. Но самое главное — что они личное мешают с общественным. И пока они это не поймут, они не вынырнут из тех проблем, в которых они находятся.

- То есть ваша мотивация — попробовать сделать что-то хорошее, да?

 — Да. Попробовать сделать мир лучше. Вот и все.

- Если вас не выберут председателем, вы сильно расстроитесь?

 — Нет. После определенных моментов моей жизни я перестал обращать внимание на критические замечания в свой адрес. Потому что ну слишком много неадеквата. Есть люди в моей жизни, к которым я прислушиваюсь. Они всегда попадают в десятку — обидно это, не обидно, но они всегда точны. И их я слушаю. Потому что это по делу и двигает меня как творческого человека. А тех, кто мной недоволен — как актером ли, как режиссером ли, как продюсером ли, как управленцем ли, — я просто не слушаю. Я человек отходчивый, не злой и ничего никогда не делаю против своей совести.

- Что дает такую уверенность в себе?

 — Я занимаюсь профессией, которую люблю и в которой что-то понимаю, как мне кажется. У меня есть семья, дети, жена, которая меня всегда поддерживает. Поэтому — чего? О чем переживать? Потом я такой человек — я не могу долго находиться в грусти. Я обязательно должен себя как-то развлекать.

- Сам?

 — Сам. Я такая — машинка развлечений для самого себя. В конце концов, летом могу сесть на мотоцикл и просто поехать куда-нибудь.

- Что для вас самое приятное в успехе?

 — Самое приятное — это что во МХТ в актерском буфете меня студенты в очереди всегда пропускают. Да! Точно! Вот это и есть самое приятное — «кафешное» признание. Признание работников столовой — оно самое настоящее. Значит, действительно что-то сделал. А так — театральных призов я не получал. Кинематографических — тоже. И, я думаю, в связи с работой в Союзе кинематографистов — долго еще не получу. Меня сейчас выдвинули на «Золотого Орла» за «Ликвидацию» — но я ни за что не получу. Мне просто интересно, как именно это произойдет.

- Позднышев в «Крейцеровой сонате» — первая ваша большая главная роль в МХТ, и фактически — это моноспектакль, то есть два часа вы - в монологе в метре от зрителей. Тяжело это?

 — Ну да, физически тяжело. Мы долго как-то собирались, все откладывали — из-за меня, а потом собрались и сделали все очень быстро, за два месяца.

- Вам близко то, что делает ваш герой?

 — Ну конечно, нет.

- Вам свойственен собственнический подход к жене?

 — Ну конечно, да.

- Почему?

 — Потому что это — мое. Жена. Дети. Собака. Я за это буду драться, пока дышу. Никому не отдам. Имею на это право.

- Когда вы почувствовали себя взрослым?

 — А я еще не почувствовал себя взрослым. Наверное, это ужасно, но взрослым себя начинаешь ощущать, когда умирают родители. Поэтому я себя еще чувствую ребенком. Приехала ко мне мама — и я себя поймал на том, что разговариваю с ней, как ребенок. И она на меня реагирует как на ребенка и несерьезно машет на меня рукой. И что бы я ни делал, все мои достижения тут же начинают казаться мне нулем по сравнению с тем, что приехала мама.

- Когда много работ, много дел — где-то человек обязательно теряет. Вы где потеряли?

 — В Союзе кинематографистов, где я потерял все, что нарабатывал, — честь и уважение. Зато меня это сразу очень мобилизовало на работу в театре. Я понял, что из театра я не уйду — мне нравится там работать. Это у меня получается. Я нашел в себе большое количество творческих потенций, чтобы работать в театре, чтобы сниматься в кино, чтобы вести большое количество мероприятий, которые мне всегда нравились: те же «Бои без правил». Я понял, что меня это заводит. И снимать я еще буду. Пусть что угодно говорят, а я все равно буду.

- Получается вообще делать то, что хочется?

 — Вообще — да.

- Много приходится делать того, что не нравится?

 — Практически ничего. Мне нравится практически все, что я делаю. Что-то легче получается, что-то тяжелее, но нравится почти все.

- Вы всегда знаете, как надо поступать с детьми?

 — Только дружить. Они же на нас смотрят — это и есть самое главное воспитание. Как мы себя ведем, что смотрим, что говорим, над чем смеемся. Какие мы - и дети такими же становятся.

- Приятно видеть, что они становятся такими же?

 — Мне приятно, что они меня слушаются. Что их можно в чем-то убедить логически. Например, не рисовать на обоях в коридоре. Меня радует, что мои дети вменяемые и что я могу им что-то объяснить. Хотя, знаете, мама мне тут сказала, что и я был таким ребенком, что со мной не было проблем: все понимал с первого раза, делал то, что она говорила. Это уже потом, когда гормональный всплеск случился, я перестал ее слушаться, а так проблем со мной не было. Так что чему удивляться? Генетика: от груши вишен не рождается. Груша — она и есть груша.
Пресса
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999