ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?»

Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005
Звездное трио новосибирцы смогли увидеть в замечательном спектакле МХТ им. Чехова «Белая гвардия», который был представлен на VI Рождественском фестивале искусств. Хабенский в роли Алексея Турбина, Пореченков в роли Мышлаевского? Тут, как говорится, нет вопросов: все вполне оправданно и традиционно. А вот Семчев в мальчиковой роли житомирского кузена Лариосика! Впрочем, всякие сомнения по поводу несоответствия улетучиваются в первые же две минуты появления на сцене этого нелепого, все делающего невпопад существа, закутанного в мамины шали?

На встрече с журналистами Михаил Пореченков был в амплуа «мачо» и «рубахи-парня», Хабенский — в образе «сдержанного интеллигента», а Семчев всю беседу продремал в углу на стуле. К действительности его возвращали лишь манипуляции шумного Пореченкова, который все норовил чмокнуть Сашу в темя и время от времени кричал ему в ухо после своих монологов: «Да, Саша?», «Верно я говорю, Саша?»? Одним словом, шутили и хохмили на полную катушку.

«Агент» и «мент» всея Руси

По жизни Леха Николаев из «Агента национальной безопасности» и Плахов из «Убойной силы» очень дружны. Крепкая мужская дружба завязалась еще в студенческие годы, длится 15 лет, друг к другу давно привыкли и притерлись: «Целая жизнь вместе прожита, не говоря уже о профессии».

 — У нас одинаковый юмор, мы шутим на одни и те же темы, — объясняют они истоки своих взаимоотношений. 

Женское окружение относится к их давней привязанности с пониманием и не ревнует.

Вместе поступили в «Щуку», вместе учились у Вениамина Фильштинского, потом вместе работали в Ленкоме, теперь оба перебрались в Москву, в МХТ?

 — Москва — это хорошо. Москва — это тяжело. МХТ — это лучшая сцена страны и мощный цех по производству спектаклей?

Как говорил Пореченков в одном из своих интервью, «в Питере можно учиться, можно пройти великолепную школу, быть бедным, сидеть в подвале, пить портвешек, кипеть гениальными мыслями, идеями, быть отшельником, потом прекрасным захватчиком; но это детство, отрочество. А в юности и зрелом возрасте надо жить в Москве, потому что здесь дышится по-другому. В Питере рождается самое молодое, передовое, но дадут возможность сказать только в Москве. В Питере все потонет — такой плотный воздух, что дальше трех метров вообще ничего не слышно. А потом, Питер — город-консерватор, там двигаются медленно. Там меньше денег. А в Москве все хватают — город живет другими ритмами, хочет производить впечатление. Москва — ярмарка тщеславия, карнавал, все на продажу, все на обозрение. Центр всегда забирает с окраин самое хорошее. Только Ломоносов сам пешком пришел, а всех остальных прихватили?»

Их тоже «прихватили», и они об этом не жалеют. Питер между тем своих героев совсем не забыл. На вопрос о нашумевшей книге питерской журналистки «В постели с Хабенским» Константин Хабенский ответил, что с произведением знаком: «пролистал». Что касается впечатлений, то:

 — Как пел в свое время Борис Гребенщиков, «мы стали настолько круты, что нам уже незачем петь, // Настолько популярны, что туши свет, //Мы танцуем удивительные танцы, превращая серебро в медь. // И стали чрезвычайно удобны, мы не говорим „нет“, когда нами торгуют»?

Пореченков, который тоже представлен в книге, правда, под измененной фамилией, в вопросе о «торговле» крепким актерским телом более категоричен:

 — Мы изыщем средства, чтобы бороться. Всегда неприятное ощущение остается, когда рядом с тобой кто-то покушал и вытер о тебя руки, а еще более ноги?

О личной жизни «агент» предпочитает особенно не распространяться. Из тех скудных сведений, которые время от времени просачиваются в прессу, известно, что «Леха Николаев» женат вторым браком. Младшей дочери 26 декабря исполнится год. Рожал свою Машу вместе с женой. Заранее отменил все съемки на четыре месяца, чтобы никто не тревожил, потом сидел дома, помогал жене, не спал ночами. «У нас же двое детей, да еще собака. Сначала Мишка просыпается, просит: „Папа, писать!“ Надо его вытащить из кровати, посадить на горшок, потом обратно уложить. Тут же собака хвостом виляет — гулять надо, затем Машка просыпается и кричит: „Есть давайте!“ Я ее и купаю, нянькаю, кормлю. А что, вы никогда не видели мачо, меняющего подгузники? Так это я!»

Что касается «мента», то для Константина Хабенского год начнется с показа фильма «Дневной дозор» с его участием. Раскрывать карты он отказался:

 — Не имею права?

Сказал только, что второй фильм представляется ему более удачным, чем первый:

 — По многим параметрам. Мы уже понимали, в каком жанре мы существуем, и позволяли себе некоторые добавления от творческих работ.

Он не только «пиво пил»?

Раскрутка пива под слоганом «В компании с „Толстяком“ время летит незаметно!» увеличила объемы продаж рекламируемого продукта на 150%. Актер Александр Семчев получил за ролик 100 долларов. А в придачу — всероссийскую славу, рекордную «узнаваемость» и премию «Рекламное лицо года».

О том, что попал в рекламу, он иногда жалеет. Надоели идиотские смешки за спиной и хамские вопросы типа: «Толстяк, пивка не найдется?» В жизни «герой рекламного времени» пьет не «Толстяк», а «Корону», ездит на «Мерседесе», любит хороший мужской парфюм и не комплексует по поводу своих килограммов. Сведения о его личной жизни весьма противоречивы. В одних интервью он утверждает, что «пока не женат, но уже не свободен», в других говорит о жене, которая работает в банке, очень ценит его как артиста и ратует за его карьеру.

Из киноролей самая знаменитая — следователь Борзов в «Свадьбе» Павла Лунгина. Хотя изначально эта роль предназначалась для Сергея Маковецкого. Однако он не сошелся с режиссером в финансовом вопросе, и повезло Семчеву.

В театре играет преимущественно комические роли, но очень мечтает вырваться из этого слегка надоевшего амплуа. Сыграть, например, Обломова или Гамлета («У Шекспира Гамлет толстый и страдает одышкой — прям как я!») или любовь?

Можно сказать, что в «Белой гвардии» его мечта «сыграть любовь» почти осуществилась:

 — Мой Лариосик, если вы помните, объясняется в любви Елене Васильевне. Объясняется даже не как мужчина или тем более пародия на мужчину. Здесь включается еще и чувство плеча и локтя — желание поддержать женщину, которая осталась одна, не одна с точки зрения «одинокая женщина», а одна с точки зрения «одна в этом мире».

Так что в жизни «рекламный толстяк» — человек тонкий, чувствительный и ранимый. Он, между прочим, современной музыке предпочитает романсы, которые сам исполняет под гитару и фортепиано.

Семчев был удивлен, и весьма, когда узнал, что судьба его «предмета» напрямую связана с Новосибирском. Елена Васильевна Тальберг — точнее, сестра Михаила Булгакова, которая стала ее прототипом, — жила и умерла в Новосибирске. Мир, как говорится, тесен?

***

О привезенном спектакле, который был очень тепло принят в городе, актеры говорят, что они играли в первую очередь не историю о крахе Белого движения и не грустную повесть о России, которую мы потеряли. А себя сегодняшних:

 — Любовь, вера, преданность, предательство — все остается одинаково во все времена. Это история о живых, потому что Булгаков — живой человек, и мы сами живые, тепленькие. И это все о нас, о родных, о том, что вот мы сейчас, мы есть — за столом, за водочкой, за разговорами?

Они сегодняшние — отчаянные и полные сил и идей. И еще, как определяет Пореченков, «наглые, хамоватые и очень жесткие в работе?» Так надо в «тяжелом городе» Москве, где постоянно кто-то дышит в затылок и норовит обойти на повороте:

 — Мы работаем профессионально. При любых обстоятельствах и любой ситуации, даже если нас поставить кверху ногами?
Пресса
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999