ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Петушиные бои

Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
«Гамлет» — четвертый спектакль Бутусова в Москве. После «Макбетта» Ионеско и «Ричарда III» Шекспира в «Сатириконе» и «Воскресения. Супер» по братьям Пресняковым в «Табакерке». «Гамлет» — это недопроявленный режиссерский стиль, которому Бутусов привержен со времен «В ожидании Годо». И если Бутусов не изменит себе впредь, смотреть его будет все скучнее: есть подозрение, что тот способ, каким он всегда работал и продолжает работать с текстом, очень скоро может устареть. «Гамлет», в частности, хорош тем, что здесь что-то не сложилось, что-то рвется, а потому может заставить прекрасного и относительно молодого режиссера пересмотреть взгляды на искусство. То-то будет хорошо.

Недопроявляется же бутусовский стиль тогда, когда на сцене появляются «чужие». Чужими, вялыми и косноязычными на родной сцене выглядят артисты Художественного театра, но они ни в чем не виноваты — «виноват» Бутусов, решивший, что все могут справляться с такими задачами, которые по плечу его любимой троице — Константину Хабенскому, Михаилу Пореченкову и Михаилу Трухину. По этой и еще по многим другим причинам спектакль оказался не самой большой удачей режиссера, но явно украсил МХТ. 

Собравшись вместе впервые после бюхнеровского «Войцека», трое ныне уж знаменитых выпускников Мастерской Вениамина Фильштинского показали на главной московской сцене актерский мастер-класс: как говорят (спасибо Валерию Галендееву), как двигаются (в спектакле пластику им ставил Николай Реутов) и как держат режиссерский «рисунок». Ну и, разумеется, какой энергетикой обладают. И вот ведь — спектакль то и дело спотыкается, женщин вообще лучше увести со сцены и никому не показывать, трюки порой хоть и эффектны, да как-то старомодны, а свой личный пафос, актерский, клоунский, иногда трагический, — эти трое выдерживают. С легкостью, которую добывает из них один лишь Бутусов.

Главный упрек, высказанный «Гамлету» московской прессой, — отсутствие смысла. Да, вот так черным по белому и написали — не умеет, дескать, приглашенный из Петербурга режиссер, который, между прочим, неплохо начинал (все помнят «В ожидании Годо» на «Золотой маске») разбирать текст. Стоит ли добавлять, что это обвинение гораздо хуже другого, более распространенного, но совсем уж бессмысленного, — как можно было «менту» доверить главную трагическую роль мирового репертуара.

Дело в том, что требование смыслов — в том виде, в котором их «считывают» критики и отливают потом в концепцию, — бессмысленно по отношению к этому «Гамлету». Бутусов сделал так, что текста практически не слышишь, то есть не слушаешь, или пролетает он вместе со всеми своими «быть или не быть» мимо ушей твоих как малоинтересный, хотя и обязательный. Если это случайный эффект — тем он дороже, потому что, как справедливо заметила Алена Карась в «Российской газете», именно бессмысленность, и этого текста тоже, сейчас в цене. То есть единственная его функция — двигать сюжет, а здесь Шекспир мастер.

Режиссерски же разбирать пьесы Бутусов умеет, тут даже неудобно как-то спорить. Если б не умел — не было бы у него такой свободы, а ее как раз чувствуешь на этом разбитном «Гамлете», где Михаил Пореченков в роли придворного соглядатая Полония очень смешно и пошло извращает письмо Гамлета к Офелии и срывает аплодисменты. Текст работает здесь от противного: то есть на определенную реплику накладывается физическое действие, прямо противоположное смыслу сказанного или же находящееся с ним в контрапункте. Скажем, когда Полоний читает нотации Гамлету, тот валяется на железной кровати с пружинами, а потом вскакивает и идет справлять малую нужду — демонстративно, потому что старый пень его достал. Ну да, здесь такая лексика. А раз оставляем от Шекспира острый сюжет, то делаем это с лихим мальчишеством, на какое только способны трое трагических клоунов. Каждый — в своем амплуа.

Клавдий-Хабенский — злой отчим, игривый любовник сиплой матроны Гертруды (Марина Голуб) и до смерти напуганный соседством с ходячей опасностью, какую представляет собой Гамлет. Пытается молиться перевернутому столу, легко взлетает на гимнастического «коня», водруженного художником Шишкиным на сцену.

Пошловатый оптимист Полоний — Пореченков, довольно веселый и почти лишенный рефлексии персонаж, который, между прочим, хвастается, что в юности он в университетском театре играл Юлия Цезаря — и в очередной раз срывает овацию зала. Вообще, редко в каком «Гамлете» бывает, чтоб публика так искренне переживала смерть этого малосимпатичного героя.

И Гамлет. Михаил Трухин, который своей взвинченной энергетикой делает из героя нервного студента, очень умного и по-подростковому злого. И еще умеет молчать. Ведут, например, сцену Гертруда и Офелия (Ольга Литвинова), а рядом, в темном пустом провале, стоит Гамлет и молча ждет. Вот в таких бессознательных ямах и прячется пылкая жизнь этого «Гамлета». Непредсказуемо талантливого сочинения как раз к концу «театральной эпохи». Постфактум, так сказать.

Пресса
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999