Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Тяжелое дыхание

Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
Режиссер Антон Яковлев ставит в МХТ имени А. П. Чехова уже второй спектакль на классическом материале. В минувшем сезоне он выпустил «Крейцерову сонату» Льва Толстого, теперь же - чеховскую «Дуэль». Оба спектакля схожи как серьезным, уважительным отношением к первоисточнику и грамотной инсценировкой с сохранением основных лиц и событий, так и качественными актерскими работами, на которых держится все действие. 

Ансамбль в «Дуэли» получился слаженный, все психологические нюансы сюжета умело подчеркнуты режиссером. Удачная атмосфера: лениво-жаркая — и при этом нервозная, романтичная — и пугающая пустотой. А основной темой становится одиночество. Как единственный путь человека, его беда и его спасение. Яковлева в меньшей степени интересуют социальные мотивы повести, он ставит во главу угла душевные переживания героев, основывая на этом логику спектакля.

Художник Николай Слободяник выстроил на сцене конструкцию, напоминающую причал: деревянный помост, перевернутая лодка, по периметру гирляндой висят канаты, сбоку притулился столик, как на террасе летнего кафе. И за будничным чаепитием будут, как и полагается у автора, «разбиваться судьбы», а за обедом поведутся философские разговоры о смысле жизни. Все спокойно, как бы между делом, но при этом остро и больно. А образ причала дает чувство временности жизни, ее конечности.

В самом начале спектакля Лаевский, ухватившись за канаты, повиснет на них, словно тряпичная кукла, а потом будет яростно, отчаянно раскачиваться, будто хочет сорваться в бездну. Этот эпизод точно передает сумбур, творящийся в душе у героя, его неуравновешенность и тоску. Лаевский измучен, ему так хочется взлететь, почувствовать себя свободным. Живым. Счастливым. Но это невозможно, и он прекрасно это осознает — ведь дело даже не в неудачно закончившейся любви к Надежде Федоровне, причина в нем самом.

Основное противостояние Лаевского и фон Корена передается деликатно, на полутонах. Они просто слишком разные люди, чтобы спокойно уживаться в одном пространстве. Когда-то непохожесть заинтересовала и сдружила их. Но всем известно, как недалеко от любви до ненависти. За глаза обличая друг друга, они делают упор на общественной значимости противника. За словами остается главное. Личное.

Лаевского играет Александр Усов, фон Корена — приглашенный из Театра Табакова Евгений Миллер. Оба превосходно вписываются в нужный типаж. Особенно Усов, на чьем счету наибольшее количество удачных моментов в спектакле. Чего стоит одна только сцена ночи перед дуэлью, когда Лаевский — Усов затихает и обреченно смотрит в зал, и столько тоски и безысходности в его взгляде. И тут же - шквал нежности, любви к внезапно появившейся Надежде Федоровне, и так красиво они смотрятся вместе. Лаевский получился у Усова персонажем трагическим, он мучается от своей непохожести на других, от порывов к лучшей жизни, от стремлений, которым не суждено сбыться.

Миллер же в роли фон Корена напоминает другого своего персонажа — Базарова из «Отцов и детей». Такой же насмешливый, высокомерный, непробиваемый. Кажется, ему чужды любые человеческие проявления. Вроде бы он умен, целеустремлен, адекватен. Но возникает ощущение, что втайне он завидует Лаевскому, у которого вся душа нараспашку. Правда, в целом образ фон Корена получился хоть и внятным, но несколько однообразным.

Мощный Дмитрий Назаров, сыгравший всепрощающего доктора Самойленко, несмотря на свой неукротимый темперамент, отлично вписывается в общую акварельность. Его Самойленко мирный, земной и добрый, он мыслит простыми категориями и очень хочет, чтобы всем было хорошо. И затянувшаяся ссора Лаевского и фон Корена расстраивает его, будто собственная беда.

Мужская компания в спектакле вообще очень хороша. Удачно сделаны не только главные образы, но и второстепенные. Ни одного лишнего, проходного персонажа. Дьякон Победов (Валерий Трошин) словно бы сознательно остается в тени, а меж тем его присутствие важно. Он вроде бы и полностью на стороне фон Корена, интересуется, даже восхищается им. Однако есть у него и своя правда, и свое понимание конфликта. Неспроста именно дьякон срывает дуэль, причем совершенно сознательно, не от испуга даже, а от потребности решить эту ситуацию иначе. Что, как известно, и происходит в результате. Хотя финал счастливым не назовешь.

Очень страшным выглядит Кирилин у Алексея Агапова. Прямая спина, резкие движения, мечущий молнии взгляд из-под фуражки. Натянут, как струна, вот-вот жди взрыва. С таким лучше не спорить. И женщине, попавшей в его силки, нет смысла надеяться на спасение. У таких людей весьма специфические понятия о совести: хорошо то, что удобно и правильно исключительно для них. А другой поклонник Надежды Федоровны, юный Ачмианов (Олег Савцов), кажется на первый взгляд милым и беспечным, однако привязанность к даме сердца и у него становится опасной.

Надежда Федоровна получилась у одной из самых красивых актрис МХТ Елены Пановой одновременно романтичной и роковой. Нервная, воздушная, в изящных оборочках, она, кажется, вот-вот растает в воздухе, как видение. В ней нет порочной соблазнительности. Но ее хрупкость и болезненность притягивают, как магнит. Причем не только почитателей, но и недоброжелателей: незащищенность так очевидна, что провоцирует нападение. Неспроста так резка с ней праведная Марья Константиновна (Ольга Васильева), так жестки мужчины. Она совсем одна на всем свете, и выстоять хотя бы для того, чтобы просто жить, получается с трудом. Они с Лаевским очень похожи, оттого он напуган ею - слишком явственно иллюстрирует она его собственные слабости и душевные особенности. Финал оставляет их общую судьбу открытой, позволяя одинаково прогнозировать и тихое счастье, и медленное умирание. 
Пресса
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
Человек с наивным взглядом, Константин Мацан, Православие и мир, 12.12.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003