Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Выплыли

Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
МХТ им. Чехова продолжает осваивать современную прозу. Вслед за Виктором Астафьевым, Людмилой Улицкой и Валентином Распутиным слово на прославленной сцене предоставили Владимиру Маканину.

Некогда хороший педагог, а ныне именитый режиссер Марина Брусникина нащупала золотую жилу — она занялась литературным театром. Занятие оказалось бесхитростным (артисты у Брусникиной не лицедеи, а добросовестные ретрансляторы текста) и рентабельным (спектакль по Астафьеву почти сразу удостоился Госпремии).

Если проделать мысленный эксперимент и представить, что таким же макаром, каким были прочитаны в недавней мхатовской премьере произведения Маканина, со сцены зазвучали бы «Мертвые души», метода Брусникиной сразу утратила бы все свое обаяние. И даже обнаружила бы некоторую абсурдность: зачем читать со сцены то, что уже не раз было талантливо сыграно. Но главная заповедь литературного театра нового образца — браться за тексты, которые еще не были представлены на сцене. Ну, во-первых, это удобно. Все достоинства, равно как и все недостатки этих текстов, в силу отсутствия какого бы то ни было театрального контекста неизбежно переносятся на их сценическое воплощение. Когда артисты Брусникиной прочитали со сцены очень хорошую повесть Виктора Астафьева «Пролетный гусь», получился очень хороший спектакль. Когда выпустили неплохую повесть Людмилы Улицкой «Сонечка», получился спектакль неплохой. Когда взялись за слабую и слезливую прозу Рубена Гонсалеса Гальего, получилось слабо и слезливо. Маканин — один из лучших русских писателей, поэтому и спектакль получился у Брусникиной… Правильно — одним из лучших. 

Сила дара Маканина в его редкой способности переводить социальное в экзистенциальное, описывать проблемы человека эпохи развитого социализма как общечеловеческие. Специфический антураж советской поры для него несущественный, в общем, фон. В повести, давшей название всему спектаклю, — ее играют самой последней — совслужащему Игнатьеву изменяет смертельно больная жена, еще не знающая о своей обреченности. Внимательно вслушиваясь в маканинский текст, вдруг ясно понимаешь, что героев этой, как, впрочем, и других его повестей вполне можно представить в фильмах Бергмана с их въедливым душеведением, жутким ощущением быстротечности и бессмысленности жизни и стоицизмом, никогда не переходящим в оптимизм.

В новом спектакле Брусникиной голос Маканина не только не искажен театральными помехами, но и обретает легкое сценическое дыхание. Фона — социального или исторического — фактически нет: нейтральные костюмы (все больше монохромные свитера), стильная, но тоже нейтральная декорация, где под ногами у героев большая фотография типичной московской застройки. Такое безликое чтецкое пространство подходит далеко не всем, но Маканину подходит безусловно. Герой остается здесь один на один не с бытом (которого нет), а с бытием, и эта очная ставка сильное испытание для души. Всякая попытка «сыгрануть», эдак по-эстрадному представить характер героя в таком пространстве только портит все дело. Поэтому прекрасный характерный артист Павел Ващилин тут как-то неуместен: он из другого, лицедейского, спектакля. А вот сдержанный Валерий Трошин — в самый раз. Тут ведь действует принцип врачебной этики: не навреди, и Трошин не вредит тексту точнее других. Лишь ближе к концу спектакля, когда он, словно позабыв про врачебную этику, начинает вдруг играть своего Игнатьева с глубоким проникновением в образ, начинаешь тихо жалеть, что литературный театр Брусникиной так и не стал театром как таковым. В нем, конечно, куда больше опасных порогов и рек с быстрым течением, но зато всегда есть надежда выплыть из тихой чтецкой заводи в открытое и глубокое море.
Пресса
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
Человек с наивным взглядом, Константин Мацан, Православие и мир, 12.12.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003