ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Александр Молочников: взрослая жизнь молодого человека

Ольга Шакина, Театр, № 18, 25.12.2014
Учился: 2008—2012: РАТИ-ГИТИС, курс Леонида Хейфеца.
Среди ролей в театре и кино:
МХТ им. Чехова: Вронский («Каренин»), Эдгар («Страдания юного В.»), Эдвард («Удивительное путешествие кролика Эдварда»), Яшка Писецкий («Сказка о том, что мы можем…»)
В кино: Николай Чехов — «Братья Ч».
Режиссеры, с которыми работал в театре: Кристофер Олден, Василий Бархатов, Глеб Черепанов, Александр Созонов, Евгений Писарев, Марат Гацалов, Михаил Угаров.
В кино: Михаил Угаров, Виктор Шамиров, Павел Бардин. 
Режиссеры, с которыми хотел бы поработать в театре: Юрий Бутусов, Люк Персеваль, Евгений Арье и Марат Гацалов.
Режиссеры, с которыми хотел бы поработать в кино: Ханеке, Муратова, Вонг Кар-Вай, Гас Ван Сент, ранний Михалков, Борис Хлебников, Алексей Балабанов и Сергей Лозница.
Роль, которую хотел бы сыграть: «Роли хотел бы играть хорошие. Треплева, например».
Любимые актеры: Олег Янковский, Ксения Раппопорт, Сергей Курышев, Данила Козловский, Галина Тюнина, Андрей Смирнов, Олег Меньшиков, Никита Михалков, Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Сергей Дрейден; Дэниел Дэй Льюис, Изабель Юппер, Марлон Брандо, Джек Николсон, Джон Малкович, Хоакин Феникс.

«Молодой и наглый» — слова, которые старшее поколение нередко адресует большинству и впрямь молодых артистов, играющих в постдраматическо-движенческой несусветице у непатриотично настроенных нахалов и напрочь позабывших заветы великих: в одном из последних спектаклей Кастеллуччи они были обозначены урезанной фамилией «-ский». Молочников всему этому вроде бы полная противоположность: отлично ладит со старшими, играет главного героя в «Соломенной шляпке», а книжку Ханса-Тиса Лемана, по собственному признанию, вовсе не читал. Между тем из новых лиц он самый молодой (на полтора месяца моложе юной звезды «Гоголь-центра» Александра Горчилина) и, кажется, самый наглый. Это он вламывается в кабинет завкафедрой актерского мастерства Щуки с видеокамерой, чтоб спросить, за что тот так ненавидит актуальный театр, а потом выкладывает запись в YouTube. Это он на мхатовском капустнике поет песню «Пять часов, пять часов — это много или мало?», намекая на спектакль «Идеальный муж», сделанный одной из центральных фигур этого самого актуального театра (именно эта звезда, к слову, и привела его, Молочникова, в труппу Художественного театра). Это он в год прихода в актерскую труппу МХТ получает карт-бланш на режиссерскую постановку гигантской многофигурной копродукции о Первой мировой войне «19.14». А ведь всего пару лет назад был 20-летним выпускником ГИТИСа, которого Василий Бархатов «чуть ли не по объявлению» взял в свою постановку «Страдания юного В.».

Бархатов с художником Зиновием Марголиным не стали осовременивать производственную повесть Ульриха Пленцдорфа — на сцене царил ГДР 70-х во всей красе, и Молочников, подпевающий маршу физкультурников у станка, смотрелся чрезвычайно органично. Несмотря на вызывающе яркую внешность (всегда всех выше и вихрастее), он настоящий советский артист. В отличие от представителей генерации тихих умников, напряженно размышляющих о максимально нейтральных способах актерского существования. Молочников в свои двадцать два — воплощение актерского олдскула: перформер, гиперхаризматик, который при каждом появлении на сцене (и вне ее), будто кадавр из книжки Стругацких, пытается свернуть вокруг себя пространство, дотянуться до каждой крупицы зрительского внимания и немедленно заграбастать ее. Недаром, поступив, как это принято, сразу в три вуза, в Школу-студию МХАТ Молочников не попал — набиравший свой курс Кирилл Серебренников, сомневаясь, все же зарубил его на третьем туре. Стоит посмотреть на артистов сегодняшней «Седьмой студии», чтобы понять почему: Серебренникову от артистов нужно иное. «И хорошо, — радуется индивидуалист Молочников шесть лет спустя. — Театр-коллектив не для меня. Мне ближе воплощенная Табаковым идея театра-супермаркета, где на каждой площадке кто-то делает что-то свое. Мне хотелось бы ставить спектакли, играть в спектаклях, а также играть в кино, а также снимать кино. Если б мне сейчас дали снять сериал, я б вообще не парясь это сделал. То есть нет, конечно, парясь — это очень все самонадеянно. Но, мне кажется, я примерно понимаю, как бы я работал с актерами. Чуть по-новому». «Еще хотелось бы делать на телевидении передачу о путешествиях», — подумав, прибавляет он (отец Молочникова — известный в Петербурге учитель математики и самодеятельный путешественник, с которым сын изъездил всю Америку автостопом, а потом и самостоятельно, уже без папы, исследовал так же половину Африки и Азии).

Отрицательное обаяние мощнее положительного, герой эгоцентрика Молочникова излучает именно его: уже сыграны и Вронский, и Звездич, и Буланов из «Леса». Кролик из «Удивительного путешествия кролика Эдварда» Глеба Черепа¬нова — сноб и инфантил, мент Яшка Писецкий из «Сказки о том, что мы можем, а чего нет» Марата Гацалова — трус и предатель, от судорожных обезьяньих метаний которого по сцене невозможно оторвать глаз. Идеолог постдрамы Леман по приезде в Москву сходил именно на этот спектакль — говорят, ему чрезвычайно понравилось.

Несколько лет назад одна из главных отечественных театральных звезд прогрессивной, казалось бы, возрастной категории — «около тридцати», страстно осуждая постдраматические опыты, объясняла мне, что в театр человек приходит прежде всего за эмоцией. Молочников говорит сдержаннее: «Странно слышать „человек приходит в театр“. Какой человек? Дворник приходит за одним. Константин Эрнст — за другим. На сцене должно быть все, что не запрещено Уголовным кодексом. Другое дело, что мне самому что-то интересно, что-то нет. Я, наверное, не постдраматический артист. Но очень многое в так называемом традиционном театре кажется совершенно уже неживым. Я часто вижу в спектаклях псевдосегодняшних людей, особенно в пьесах про молодежь, особенно на больших сценах, которые не покрыть, говоря себе под нос. И во-от они все немножко та-акие типа са-авре-менные. Тошнит от этого. Потому что я с этой молодежью общаюсь. Они не такие». Примечательным образом он употребляет в отношении молодежи местоимение «они», а не «мы».

Молочников не бормочет на сцене под нос, его не заткнуть даже знаменитым доковским принципом «тихо и быстро»: в постановке идеолога докудрамы Михаила Угарова «Маскарад Маскарад» он в более чем подходящей ему роли Звездича снова — вероятнее всего, невольно, просто в силу экстравертной природы собственной харизмы — тянет одеяло на себя. Но — в паре с крайне интересным партнером по перетягиванию каната: выпускник мастерской Кудряшова Егор Корешков — артист-интроверт той бронебойной силы, что в кои-то веки уравновешивает победительную молочниковскую экстравертность. В мощи этого дуэта противоположностей можно убедиться, посмотрев кинодебют Угарова — фильм «Братья Ч». Буйный Николай Чехов не без тайного облегчения тут подчиняется беспощадному Антону. При просмотре этих сцен становится окончательно ясно, что Молочникову хотя бы иногда необходим равно¬сильный и не похожий на него партнер. Иначе в современном театре он обречен на вечное, впечатляющее и космически одинокое соло.
Пресса
Призрак опера, Сусанна Альперина, Российская газета, 11.10.2017
Александр Молочников: «Бунтарство проявляется в каждом», Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 23.06.2016
На петербургском фестивале «Радуга» на сцену вышли московские «Бунтари», видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 19.05.2016
«Радуга» окрасилась в цвета бунтарства, Евгений Авраменко, Известия, 18.05.2016
«Радугу» в Питере откроют московские «Бунтари», Елена Добрякова, Мой район (Санкт-Петербург), 13.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
В гостях у LIFE78 актер МХТ Александр Молочников, видеосюжет телеканала LIFE78, 9.04.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016
Александр Молочников в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 21.03.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Ещё нет, Александр Журов, блог журнала «Новый мир», 13.02.2016
Бунтари, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Афиша: спектакль «Бунтари» в МХТ, видеосюжет телеканала «Москва 24», 23.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Рок-н-ролл жив — «Бунтари» в МХТ им. А. П. Чехова, Софья Ефимова, Театральный буфет, 18.01.2016
Клуб веселых и народнических, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.01.2016
Александр Молочников: «Бунтарство — моя стихия», Екатерина Балуева, Субкультура, 28.12.2015
Русский морок в «Бунтарях», Марина Эратова, zakulisy.wordpress.com, 20.12.2015
«Бунтари», Вечером.ру, 19.12.2015
Философия войны как кабаре, Евгения Райнеш, Кузбасс, 1.09.2015
Кузбасским шахтерам бесплатно покажут столичные спектакли, Екатерина Войт, Комсомольская правда (Кемерово), 27.08.2015
МХТ в Томске: гастроли 30 лет спустя, Мария Симонова, westsib.ru, 27.08.2015
МХАТовская пауза на томской сцене, видеосюжет телекомпании «Томское время», 24.08.2015
МХТ приехал в Томск с гастролями, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ (Томск), 24.08.2015
Удивительное путешествие «Арлекина», Лилия Шитенбург, Санкт-Петербургские ведомости, 14.05.2015
То ли люди, то ли куклы, Надежда Стоева, Петербургский театральный журнал, 23.04.2015
Признание мэтра: Олег Табаков вручил именные награды, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.03.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015
Лучшие театральные премьеры весны-2015!, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.02.2015
В МХТ имени Чехова покажут премьеру спектакля «19.14», видеосюжет телеканала «Москва 24», 9.02.2015
А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015
Кто боится кролика Эдварда?, Марина Шимадина, Театр — Детям!, 22.01.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014
Что год ушедший нам оставил?, Ирина Алпатова, Театрал, 23.12.2014
Как это могло случиться?, Вячеслав Суриков, Эксперт, 22.12.2014
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014
Одиссея фарфорового Эдварда, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.11.2014
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Автостопом по окопам, Влад Васюхин, Ваш досуг, 17.11.2014
Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Думать подано: как МХТ им. Чехова рассказывает о Первой мировой, Валерия Новокрещенова, студенческая газета «Гаудеамус», 3.11.2014
Кабаре «19.14», Инга Шепелева, Open minded people, 30.10.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Напрасные герои, Алена Карась, Российская газета, 22.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014
Кабаре «19.14» Окопная война глазами европейцев, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 5.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
Интервью с Александром Молочниковым, Наташа Олейникова, Open minded people, 4.10.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
«Новые страдания юного В.» — премьера постановки Бархатова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.01.2013
Пойми незнакомца, Екатерина Васенина, Театрал, 28.01.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили»"Новые страдания юного В. "Комментарии: 3, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012