Режиссеры

7 лет без Олега Ефремова

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Семь лет мы живем без него. За это время МХАТ — его альма матер, его идеал, его боль, его судьба — сильно изменился. Обзавелся всеми возможными чудесами сценической техники, прирос звездами из самых разных созвездий, запустил все свои мощности на максимальные обороты, не боясь отбраковывать неудачную продукцию, а в качестве главного аргумента своей творческой состоятельности стал предъявлять свои почти стопроцентные сборы. Все это невозможно соотнести с Олегом Ефремовым, и вовсе не потому, что он был прекраснодушным идеалистом, но потому, что был верен другим идеалам.
«Вы показали нам просто хороший старый МХАТ», — говорили Ефремову свидетели рождения «Современника» (тогда еще Студии молодых актеров с их первым спектаклем «Вечно живые»), не подозревая, что для него это лучший комплимент. «Хороший старый МХАТ» — вовсе не тот официозный окаменевший главный театр страны, куда его не взяли после окончания Школы-студии. А тот живой, беспокойный, бесконечно меняющийся Художественный театр, в верности идеям которого Олег Ефремов со товарищи расписался кровью.
Право олицетворять собой эти идеи не раз отстаивали всевозможные студии МХТ — самого плодоносящего «дерева» русского театра. Не стал исключением и «Современник» — по сути один из самых мощных отростков мхатовского дерева, которое на тот момент казалось мертвым. Когда Олег Ефремов ушел во МХАТ, многие его товарищи задохнулись от такой понятной обиды. Но не перейти тогда во МХАТ — все равно что не вернуться в дом отца, который когда-то проклял, а теперь зовет на помощь. Олег Николаевич подарил театру еще один мощный период, когда здесь ставили Лев Додин, Кама Гинкас, Анатолий Васильев (те, мхатовские, их спектакли до сих пор остаются легендой и вершинами в их судьбе). МХАТ снова был главным — не по статусу, по сути.
P. S. Сегодня на доме номер 9 по Тверской улице откроется мемориальная доска, сделанная по проекту архитектора Алексея Тихонова. Здесь Олег Николаевич прожил больше пятнадцати лет. Здесь проводились репетиции его последнего спектакля «Сирано де Бержерак». Здесь он и скончался, оставшись один(сиделка отлучилась на пару часов), точно не желая никого беспокоить своим уходом.