Режиссеры

Пароход назвали «Вассой»

Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
16 пароходных труб на сцене, а про пароходы и доходы от них — почти ни слова. Зато много воды, процедур с ней и много горя. Горе от Горького Максима. Такой представлена на сцене Художественного театра «Васса Железнова», второй вариант знаменитой пьесы 1910 года. Режиссер — Лев Эренбург, приглашенный в МХТ из Питера.

Занавес открывается, и зал на коллективном выдохе аплодирует. Есть чему — сцена наклонена к зрителю коробельной палубой, а 16 черных пароходных труб вертикально режут тревожное голубое пространство. Эффектно, ничего не скажешь. Из мебели только кресло, и тяжелая люстра спускается вся в подвесках. Лохматый мальчишка то ли с перепоя, то ли спросонья оперся о трубу. Служанка с ночными горшками на вытянутых руках и отвращением на физиономии. И уж совсем пьяный в лоскуты господин в богатой шубе — его штормит от трубы к трубе. Так начинается утро в семействе Вассы Железновой, владелицы пароходов.

Работа художника удивляет и дальше — из трюма, как на лифте, поднимается ванна с голым мужчиной в мыле. Хозяин — капитан Железнов (Сергей Колесников) — заботится о чистоте плоти: трет, моет, фыркает. Водные процедуры, начавшиеся в первом акте, с успехом продолжатся во втором — в баньке паром поддают и в прорубь ныряют.

Вспомним Горького, писавшего о бесконечной борьбе человеческого духа героев со своей плотью. Судя по спектаклю Льва Эренбурга, вся пьеса сведена к этой борьбе. Страстной, беспощадной и проигранной. Плотское российского семейства ужасает с самого первого утра: сценическое похмелье забавно, как всякая подобная сцена.

Дальше — больше: глава семейства влезает в петлю, срывается, глушит коньяк, давится им, хрипит… наконец кончается от сердечного приступа. Девочки его во втором акте напьются, и тоже все это будет выглядеть неэстетично, физиологично как совсем некрасиво задирание подолов, выставление задов и совокупления… Бр-р-р… Не нравится? Думаете, в жизни по-другому? В тот день, когда в МХТ давали премьеру, вся Россия содрогнулась, посмотрев в Интернете, как 16-летние пацаны из Иркутской области ногами избивали 73-летнюю учительницу физкультуры, и это выглядело куда отвратительнее. Так что крутить носом и искать сегодня в театре чистенькую жизнь могут только очень наивные или очень сытые люди. Тем более что режиссер Эренбург в своей прошлой жизни 12 лет работал врачом «скорой помощи» — всякое видел, знает цену человеческой природе.

 — Жизнь человеческого духа сильнее всего проявляется через жизнь человеческого тела, — утверждает он. И, похоже, в своих сценических деяниях не отступает от этого ни на шаг. А понравится это или нет — не его проблема.

И вот сама Васса Борисовна. Женщина дородная, сильная и у Эренбурга, явно вызывающая симпатию с сочувствием. Трагическая фигура, на которой паразитируют все: секретарь обирает, дети не любят, муж прожигает нажитое не им. Трагическую фигуру играет актриса с ярким комическим началом — Марина Голуб. И в этом вся интрига. Идут в первую очередь на нее. Голуб удивляет — свой яркий темперамент жестоко подавила. Она напрягает — нет-нет да и прорвутся знакомые нотки. Она поражает — с какими подробностями передает состояние своей героини, особенно предсмертное. Но главное — нашла слабость сильной личности, вызывающую к ней, а не к другим сочувствие. 

Этот большой спектакль пока только начинает набирать дыхание, актерам в страстях, доведенных до высшего градуса, сложно и не справляясь с накалом, актеры много кричат. Если первый акт цельный, то второй дробится,и между первой и финальной сценой имеет серьезный провис. Из других работ, про которые можно уверенно сказать «состоялись», пока две — Янина Колесниченко в роли Анны и Сергей Колесников в роли капитана Железнова.