Режиссеры

Чтобы убить — нужно много знать

Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Евгений Гришковец и Александр Цекало сыграли премьеру спектакля «По По». Они на пару в течение полутора часов вспоминали рассказы Эдгара По. Спектакль получился смешным и жутким. 

Как же симпатично это звучит: «Чтобы убить дядю, нужен багаж знаний». А вот еще одна обаятельная фраза: «У каждого из нас есть одноклассники или коллеги, которых похоронили заживо». Цекало с таким очаровательным недоумением говорит, что все его родственники «как-то у… умерли», а Гришковец так увлекательно описывает, как невесело это — «проснуться в гробу», что зал хохочет все сильнее. И чем больше слов вроде «умер», «убить» произносят Гришковец и Цекало, тем громче смех в зале.

Никакого кощунства. Так рассказывают сказки у камина, так доверительно, полушепотом разговаривают с другом или подругой. О предстоящем убийстве герои Гришковца и Цекало говорят так, словно предвкушают хороший обед; о том, как заживо замуровывают человека, рассказывают как о прогулке по весеннему лесу. Несоответствие уютных, домашних интонаций с темой страха смерти, ее предчувствия, ее неизбежности порождает в зале смех. Наверное, этим смехом каждый пытается защититься от того, о чем, собственно, идет речь.

Кажется, есть в этом неожиданном творческом союзе — Гришковца и Цекало — почти вызов: ну что у них общего, почему они на пару решили вспомнить рассказы Эдгара По? Но я бы посоветовал всем, кто пойдет на спектакль, забыть о богатом эстрадном прошлом Цекало — о том, как он выходил на сцену вместе с Лолитой, как кокетливо требовал: «Искупайте нас в овациях», о песенке «Маленький, маленький». Цекало здесь — равноправный партнер Гришковца, отличный рассказчик. Они перехватывают друг у друга инициативу, обмениваются историями. Для Гришковца это тоже почти эксперимент: возможность побыть в новом качестве, радикально не расставаясь со старым.

Гришковец как-то обмолвился, что делать новый спектакль — дело опасное. Действительно, с одной стороны, все ждут появления того обаятельного человека, который рассказывает о своем (нашем) детстве, о своих скромных, но очень непростых и таких знакомых переживаниях. С другой стороны — все готовы сказать: «И это снова он! » Зритель, который хочет, чтобы его ожидания оправдались, и вместе с тем разочарован, когда они оправдываются — сила опасная, и с ней ничего нельзя поделать. Гришковец и романы писал, и диски записывал, пытаясь во всех этих воплощениях оставаться самим собой. «По По» тоже посвящен одной из главных тем Евгения Гришковца — памяти. Он вроде бы пересказывает то, что запомнил из рассказов Эдгара По, но ведь память сама производит интерпретацию, и человек неизбежно проговаривается о своих страхах и желаниях. Гришковец начинает спектакль со слова «я», и кажется, сейчас вернется тот самый персонаж, который был так изумительно эгоцентричен. Но Гришковец вполне органично существует и рядом с Цекало, и в пространстве По, не расставаясь, однако, со своими фирменными интонациями.

В «По По» есть даже сквозной сюжетец. Цекало играет маньяка-симпатягу, который в детстве любимого дядю убил, а потом как-то вошел во вкус и беззлобненько, аккуратненько продолжал умерщвлять родных и близких. И когда в финале он интересуется у персонажа Гришковца, как тот хотел бы умереть и не желает ли он быть убитым лучшим другом, спектакль обретает сюжетную законченность. Конечно, никаких убийств нам не покажут. А под конец даже расскажут историю о человеке, который очнулся от смерти — он спал летаргическим сном. Первые его слова: «Я живой! » В этот момент так хорошо становится от того, что ты сидишь в уютном зале, можешь поаплодировать хорошему спектаклю, а потом пойти домой. И надеяться, что не будет в твоей жизни никаких «по».
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001