Режиссеры

Ретро в квадрате

Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Во МХАТе им. Чехова пьесу Александра Галина «Ретро» поставил актер Андрей Мягков. Это его вторая (не считая студийных) режиссерская работа — первая состоялась во МХАТе в 89-м году.

И это второе вхождение «Ретро» в Камергерский переулок — однажды Александр Галин уже приносил его сюда, но пьесу в Художественном театре отвергли, поставили в Малом, а через двадцать с лишним лет, после того как «Ретро» обошло многие страны мира и было «сдано» в архив, неожиданно растрогало до слез.

Причин тому несколько. Описанная простая человеческая история (в антикварных декорациях и с деталями в биографиях персонажей, остроактуальными именно двадцать лет назад) если в театре и позабылась, то в жизни повторяется с завидной цикличностью: дети вырастают, начинают говорить с родителями на разных языках, родители стареют, в старости приходят к одиночеству; молодые пытаются им помочь, но те не понимают их стараний. Это в общечеловеческом смысле. А в данном конкретном случае дочь (Дарья Юрская) и ее муж (Игорь Верник) решают поженить ставшего вдовцом отца (Владимир Краснов) и приглашают без его ведома на смотрины трех старушек (Анастасия Вознесенская, Раиса Максимова и Наталья Тенякова). Драматург, конечно, сгущает краски. Старушки у него приходят все сразу, отчего тоска старика становится еще беспросветней — три месяца как остался один, не ел почти ничего — жить не хотелось, а тут такой конфуз… Но потенциальные невесты не только не обижаются, но и под разными благовидными предлогами возвращаются в квартиру к старику, изо всех сил стараясь ему понравиться. Тенякова читает Пушкина. Вознесенская танцует и обещает научиться готовить. Максимова поет. Дальше начинается мхатовский «Мишин юбилей» — герой задумывает увезти к себе в деревню всех претенденток. Старушки ничего друг против друга не имеют и согласны — так они соскучились по общению. Во втором акте все входят во вкус, возвращаются к жизни, устраивают романтический вечер при свечах с шампанским, ананасами и мороженым, и… рай нарушают своим приходом дети. Финальная мизансцена была бы неутешительно надсадна и без их участия. Совершается ритуальное шествие со свечками по лестнице (художник Александр Боровский) — восхождение к небесам, которое трактовать можно то ли как путь в счастливую жизнь, то ли — в загробную, потому что одиночество неискоренимо, они совсем никому не нужны, их забыли, а они живы…

Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатках актерской режиссуры. Но здесь подробная детальная работа Андрея Мягкова не глушит спецэффектами, не шокирует невероятными трактовками, не сражает наповал внешним рисунком, а разбирает историю по существу, что сегодня большая редкость, оттого и дорогая. К тому же актеры играют так, будто для каждого из них все происходящее — дело глубоко личное; и не учили они наизусть чужие слова, а рассказывают их от себя самих. Это первая главная роль во МХАТе для приглашенного Олегом Табаковым в Москву из Саратова народного артиста Владимира Краснова, сыгранная с ювелирной точностью. Это единственная на сегодняшний день роль Анастасии Вознесенской во МХАТе. Это очередная яркая краска у Натальи Теняковой. И это, возможно, новая страница в биографии Андрея Мягкова — в его мхатовском актерском репертуаре теперь ведь остался только Чехов…

Все мужья по раскладу одного из персонажей Александра Галина делятся на интеллигентных и хозяйственных. Изредка встречаются мутанты — интеллигенты с хозяйственной жилкой. Сегодняшняя театральная афиша условно дробится по схожему принципу: спектакли для души и кассовые постановки. На последние смело можно отправляться в расчете приятно провести время, развлечься и с чистой совестью забыть на следующий день. Палитра первых включает в себя все цвета радуги, и «Ретро» может стать одним из них.