ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Тезисы лекции режиссера Виктора Рыжакова в МХТ им. Чехова в рамках лаборатории «Современный актер в современном театре»

Павел Руднев, 28.09.2015
• Театр не может быть серьезным. Но, делая театр, мы имеем серьезные цели: изменить что-то в человеке смотрящем. То, что несерьезно, становится серьезным в восприятии. 
• Репетиция — нелюбовь моя. Мне хочется быстро. Чтобы р-рр-раз и чудо. А над созданием чуда надо долго и кропотливо работать.
• Театр — это место, где можно спастись.
• В театре можно работать только 24 часа в сутки. Мы все время разбираемся. Копаемся в какой-то литературе. Выясняем, что же там, черт возьми, происходит, в чем смысл их действий. В чем суть этих неспокойных людей — героев литературных произведений. Какие-то люди оставили нам тексты. Я восемь раз читал «Войну и мир». Есть люди, которые знают, что в романе происходит. А я ничего не понимаю.
• Мы должны в театре найти эквивалент выразительности написанным словам.
• Когда Достоевский изучен до такой степени, что он стал твоим врагом и ты его же словами опровергаешь его самого, только тогда начинается взаимодействие, диалог с этим текстом. Когда ты споришь с Достоевским как с живым. Здесь, с этой вибрации, начинается театр.
• Очень важная часть природы художника — научиться быть с самим собой.
• Великие говорили: «На холодной сковороде не пожаришь яичницу». Как разогреть артиста? Вот спортсмен знает, как нужно разогреть свои мышцы перед тренировкой. А как разогреть артиста? Что нужно разогревать? Какой орган? И каким образом?
• Когда в 1990-е явилась Мастерская Фоменко, они поразили театральный мир новой интонацией. И эта интонация отличалась от бытовой, той, которую те же артисты употребляли в жизни. Причина их успеха: они по-другому стали говорить с залом. Новый театр — это вопрос новой интонации, новых способов коммуникации людей с людьми.
• Никакого «мастерства актера» не существует. Есть только опыт, которым можно распоряжаться. Но должна быть и любовь к процессу — это и есть мастерство.
• Светлана Алексиевич пишет: «Нужно сторожить в себе человека». Это очень точно сегодня. А не то убежит человек от нас. И от самого себя. Человек способен в секунду потеряться. Это цель театра — сторожить человека, не дать ему потеряться.
• Когда Чехов говорит «всю жизнь по капле выдавливать из себя раба», здесь ключевое слово не «выдавливать», а «всю жизнь». Многие понимают эту фраза как: «Ха! Да я сейчас на ваших глазах всего раба легко выдавлю». А Чехов имел в виду именно это: всю жизнь выдавливать.
• Искусство театра — это искусство жить. Сегодня я вижу очень многих людей, особенно наделенных властью, которым для того, чтобы выжить, приходится жить без глаз. Театр учит жить с открытыми глазами.
• Режиссер — это, прежде всего, организатор. И когда мне артист говорит, что от него ничего не зависит, это ложь. Артист — режиссер своей роли. И далее своей жизни.
• В театре я понимаю, что мир на самом деле мягкий. Я испытываю там всякий раз трагическое счастье. И верю в то, во что не веришь в жизни: что всё можно изменить. Театр — модель мира. Поэтому здесь можно сделать всё, чего нельзя добиться в жизни.
• За свое пространство нужно бороться, чтобы не стать частью огромного механического функционального мира.
• (про акцию МХТ им. Чехова «Google Чехов») Идет война. Во всем мире идет война. А мы 24 часа в сутки всем миром читаем Чехова. Вы все всё время воююте, вы все всё время заняты тем, что зарабатываете деньги… О'кей! А мы читаем Чехова. Это и есть современная эффективная забастовка. Читать Чехова.
• Никогда себе не говорите о том, что от вас ничего не зависит. Чтобы что-то изменить, надо сказать себе: я хочу, я заражу других моей идеей, я изменю ход вещей. Каждый день делайте свой выбор.
Ответы на вопросы:
• Вы говорите, что театр — это место, где можно спастись. А как спастись в театре, где ходят голые люди и ругаются матом?
• (после долгой паузы) Ну. .. мне нравятся голые люди! (зал взрывается аплодисментами)
• Как театру можно спастись от атак религиозных мракобесов?
• Самый лучший способ — это не защищаться. Терпение. Я никуда не ухожу. Я остаюсь на месте. Я не беру оружие в руки, я не намереваюсь защищаться. Я продолжаю делать то, что задумал. Лучшая борьба со страхом — не замечать его. Вот я в детстве боялся темного леса, через который надо было пройти. Но я просто шел, и мне казалось, что меня уже хватают за ноги. Но я просто шел дальше.
Пресса
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
Бес-пробудное, Ксения Ларина, The New Times, 19.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
«Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014
Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006
На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002