ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Год начинается с «Июля»

Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Спектакль производит впечатление, безусловно, сильное, смотреть его увлекательно, но разобраться, в чем суть этого впечатления и что именно увлекает, для меня оказалось довольно сложно. Пытаясь проанализировать собственные эмоции, сталкиваюсь с проблемой — описывать происходящее на сцене вместе со своей реакцией вроде бы не принято, а с другой стороны,единственно это и интересно.

Вот появляется на сцене актриса Полина Агуреева, в длинном черном платье, с чашкой воды и пухлой, растрепанной пачкой машинописных листов… Складывает все на столик. Подходит к микрофону и начинает произносить текст, который произнести почти невозможно, поскольку он состоит из длинных, со сложным подчинением периодов, с повторами, с бесконечными вводными предложениями, в нем почти нет точек, к тому же он еще и невероятно насыщен, и в нем зыбкое, переменное настроение и слишком много сложного синтаксиса, и плюс еще ненормативная лексика в соединении с нарочито метафорическими конструкциями. Сложность задачи актриса подчеркивает тем, что в конце каждого периода отступает от микрофона, как бы демонстрируя: «справилась!», пьет воду из чашки, чтобы лучше звучал голос… При этом содержание текста, который она произносит, более всего подходит для страшилки типа тех, которые дети рассказывают друг другу в пионерском лагере, только эта страшилка — для взрослых. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, вроде бы пожилой человек, вроде бы жил в деревне, у него якобы сгорел дом, и в нем собаки, и потом он убил соседа и отравил его собаку, а потом уехал в Смоленск, и там убил бомжа и собаку, а собаку съел, как кусок мяса, а потом, понятно, появился и поп, которого он тоже убил, но есть не стал, а выложил куски его тела в алтаре, там, где вино для причастия, а каменный ангел ему сказал… Ну, в общем, бред… Сумасшедшего. Но герой-то как раз и есть сумасшедший?

После спектакля одна из зрительниц, гламурная девушка в мехах и перьях, так и сказала: «Бред!»… Другая, в бриджиках с отворотиками, сказала: «Ужасно пошло». Третья неуверенно пискнула: «Но это же специально…» А сопровождавший их мужчина закрыл дискуссию: «Мне понравилось, меня вставляет!»

В общем, можно сказать, и меня — «вставляет». Вопрос как раз в том, что именно?

После того как Полина Агуреева, прелестная молодая женщина с почти детским, нежным голосом, рассказала от первого лица, как этого морального урода били монастырские работники и приехавшая милиция и как он потерял слух и с тех пор шесть лет молчал и молча под себя гадил в психбольнице, привязанный к койке в белой рубахе, коричневой от дерьма, на сцене стало многолюдно… Во-первых, сама Полина стала как бы раздваиваться или даже расчетверяться, поскольку к герою-рассказчику в повествовании добавилась еще девушка Неля, или Жанна (впрочем, имя неважно) «со странными ногами», и сам герой начал полемизировать с неким старичком, и даже с ним драться, и победил его (а кто этот старичок, сами догадывайтесь), а еще вышел Иван Вырыпаев в роли рабочего сцены, а когда выходит Иван Вырыпаев, даже в роли рабочего сцены, то все становится очень концептуальным, включая дым от сигареты, а Вырыпаев еще и сыграл трех сыновей этого психа, которые работают «дежурными» в Архангельске, разом сыграл все трехголовое потомство, приехавшее в плацкартном вагоне за своим отцом…

То, что сам спектакль (режиссер — Виктор Рыжаков, автор — Иван Вырыпаев) рассчитан безукоризненно, как хореографическое произведение, очевидно. Тут все работает: свет, нужными тенями преображающий лицо актрисы, и дым, в лучах прожектора струящийся тюремной решеткой, и постоянно меняющийся ритм текста, интонированный как вокальная партия в опере, — и все работает сознательно и целенаправленно. Трудно удержаться, чтобы не заподозрить автора в каком-то дьявольском манипулировании чувствами зрителя, при этом на самом простом, инстинктивном уровне, там, где находятся базовые, так сказать, эмоции: страх, смерть, насилие, агрессия, эротика… Потому что, забыла сказать, там ведь еще и до любви, понятно, доходит дело, поскольку от любви до ненависти и от обладания до насилия. .. С другой стороны, иной раз ловишь себя на мысли: да он просто свихнулся (не герой, а Иван Вырыпаев)… И с этими двумя противоположными, хотя и мимолетными, догадками тоже что-то надо делать.

Сразу после спектакля объяснить себе природу его воздействия я не могла. Спустя некоторое время воспоминания обрели некоторую стройность. И вот мои выводы.

Конечно, по жанру это, скорее всего, именно сказ. Те, кстати, кто знаком с настоящим русским фольклором и читал сказки, к примеру, хоть в записи Афанасьева, легко поймет, что все ужасы и сквернословие вырыпаевского сочинения — это легкая культурная тень народного способа выражать свое отношение к жизни. А что касается жизни, именно современной и именно народной, то каким-то совершенно необъяснимым образом, после всей этой абсурдной клоунады в моей голове создалась ясная и какая-то протяженная во времени картинка тотальной российской провинциальности, с ее страхом и нелепостью и совершенно нерациональным содержанием, — картинка, объясняющая в судьбе моей родины куда более существенные вещи, чем многие вполне понятные тексты. Причем я не могу сказать, что спектакль воздействовал на меня эмоционально, то есть заставил сострадать или сочувствовать. В сущности — некому. Но он возбудил во мне чувственное, то есть не оформленное в словесных блоках, ощущение странной какофонии сегодняшнего мировосприятия, противоречивого и уже невыносимого существования, которое требует разрешения и не находит выхода. Мы загоняем это чувство внутрь, где оно медленно гаснет, отравляя весь организм и личное и общественное сознание. В спектакле «Июль» это чувство выпущено наружу и укрощено искусством.

Репертуар театра «Практика» получил наконец флагман своей флотилии. Спектакля такого уровня в нем еще не было. Иван Вырыпаев не зря взял на себя обязанности художественного руководителя. Вести есть куда… Направление указано. Хватит ли сил следовать?
Пресса
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
Бес-пробудное, Ксения Ларина, The New Times, 19.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
«Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014
Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006
На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002