ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Погода была ужасная, принцесса была прекрасная

Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Имя Ивана Вырыпаева, автора текстов к спектаклям «Кислород», «Бытие № 2» и теперешнему «Июлю», сейчас известно многим. Имя Виктора Рыжакова, поставившего все эти спектакли, — гораздо меньшему кругу людей. Режиссер в театре Ивана Вырыпаева — это вообще фигура вспомогательная. В «Июле» этот логоцентризм особенно заметен: на премьере в театре «Практика» Полина Агуреева прочла новый текст одним духом, за 70 минут. Почти не сходя с места и не отрываясь от микрофона.

Если бы в «Июле» был список действующих лиц, то Агуреева фигурировала бы там как Хорошенькая Девушка, Рассказывающая Про Ужасные Вещи. Но такой роли у Вырыпаева нет, и Агуреева в начале спектакля представлена как исполнительница чужого текста. Просто чтица в строгом черном платье, и все тут.

«Июль» — это очень сексуальный спектакль, почти порнографический. Ни в одной своей роли Агуреева не выглядела столь зазывно, как в «Июле», несмотря на нарочитый аскетизм спектакля. На губах у нее витает неясная улыбка, и, приближая губы к микрофону, она всецело отдается музыке написанных слов. Слово «отдается» — здесь не стертая метафора, а прямое указание на сексуальные отношения со словом. Просто логофилия какая-то с уклоном в логофагию. Не проявляя ровно никаких эмоций по поводу содержания этой ужасной истории, Агуреева ловит видимый и очень плотоядный кайф от того, как построена та или иная фраза, от возвышения или понижения интонаций. Закончив какой-нибудь особенно трудный период, плотоядно улыбается и отпивает водички из стоящей рядом чашки. Или отирает губы, как после хорошего обеда.

Принцесса в «Июле» прекрасная, а погода в «Июле» ужасная. Герой пьесы Петр, которому уже пошел седьмой десяток, жалуется на ужасающую июльскую жару. Она ли стала причиной или что другое, да только в июле у него сгорел дом, а в нем — две собаки. С этого момента начинается странствие Петра по направлению к смоленской психушке, где он намерен перекантоваться до поры до времени. Только перед тем, как достичь ее, он сначала убьет соседа. Потом собаку соседа. Потом бомжа под мостом. Потом разорвет и заживо съест собаку бомжа (здесь Вырыпаев явно передает привет поедателю собак Евгению Гришковцу). Потом, найдя временный приют в церкви, из благих побуждений принесет в жертву священника и возложит его мясо на алтарь. И только после того, как живодера забьют ломами сбежавшиеся монахи, он попадет в свой желанный парадиз, он же дурдом. Там ему, навек оглохшему от ударов, связанному по рукам и ногам, одетому в смирительную рубаху и ходящему под себя, предстоит провести остаток жизни.

Стоит ли здесь объяснять, что Петр — это человек, которому все позволено? Значит, — переворачивает Вырыпаев мысль Достоевского, — и Бога нет? Но, с другой стороны, ведь и Петра нет — он представляет собой лишь буковки, которые произносит Полина Агуреева. Вырыпаевский «Июль» — это, несмотря на отталкивающие подробности, чистой воды софистика. Автор лишь продолжает здесь свою тему богоборческого богоискательства, начатую «Кислородом» и «Бытием № 2».

«Июль» написан Вырыпаевым как поэма, и здесь само собой напрашивается сравнение этой вещи с поэмой Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Петушки представлялись Венечке таким же раем, как смоленский дурдом герою Ивана Вырыпаева. Да и ангельские голоса, сопровождающие душу в ее трудных мытарствах, в обеих поэмах звучат не зря. Станционный шум, фоном звучащий в «Практике» до «Июля» и после «Июля», — еще одна отсылка к путешествиям Венечки.

В финале, когда маньяк Петр, скушав перед этим медсестру в психушке, помрет, и на этом закончится затянувшийся для него на долгие годы месяц июль, за героем явятся трое его радостных сыновей. То ли они дежурными в городе Архангельске работают, то ли сами архангелы. Этих молодцов из ларца, одинаковых с лица, сыграет сам Иван Вырыпаев, прикинувшись трехголовым существом в трех шапках-ушанках. Ему-то, трехголовому, и предстоит осуществить транспортировку то ли тела, то ли души покойного в небесный город Архангельск.

«Июль» — это, конечно, важное событие. Но сам спектакль все же оказался не удачей (напишем раздельно). Вырыпаевское самолюбование в «Июле» достигло степеней невероятных. Кажется, что он так и красуется горделиво перед нами, хвастаясь сразу и красавицей-женой, и исполняемым ею текстом. В прошлых спектаклях Вырыпаева этого самоупоения было куда меньше.
Пресса
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
Бес-пробудное, Ксения Ларина, The New Times, 19.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
«Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014
Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006
На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002