Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Под сенью бабушек в цвету

Екатерина Васенина, Новая газета, 22.04.2002
Спектакля про неудавшихся нефтяных королей, нарождающийся олигархат, эпиграммы на себя в старости от «фоменок» сейчас не ждал никто.
Полосатые тенты летних павильонов, звуки аккордеона, страдания официантки с бюстом на подоконнике, олигархический заговор в кафе, будничный бенефис городской сумасшедшей — легкомысленно-невнятными сценками парижской жизни начинается спектакль «Безумная из Шайо» по социально-философской пьесе Жана Жироду 1940-х годов.
?Мелкие мошенники, адепты удачи: бывший реквизитор Сары Бернар, продавец книг непристойного содержания, биржевой заяц и торговец контрабандными спичками. Однажды за кофе они поклялись в вечной дружбе до первого миллиона, который будто бы можно добыть в центре Парижа в виде чистейшей нефти.
Седая, в шикарных лохмотьях городская сумасшедшая Орели (Галина Тюнина), оберегающая район Шайо своим всегда прикрытым, но оч-чень зорким глазом, на потеху себе пустившая этот дурацкий слух про нефть, подслушивает их пафосное мальчишество и радостно хихикает. Теперь ей без труда удастся заманить их, мечтающих перекопать ее Шайо и тем разрушить мир, в свою конуру. Разом всех погубить, сбросив в Canalisation de Paris, и спасти тем самым район Шайо и весь Париж заодно.
Она и ее подруги — безумные ангелы-хранители других районов Парижа — главные действующие лица этого трагифарса, манифестирующего безумие как высший разум. Тени их друзей и поклонников, неотступно преследующих бывших девушек в цвету, яростно бормочущих прелестный склеротический бред, гораздо реальнее бравых коммерсантов, попавшихся на удочку сумасшедших старух, остро и гротескно сыгранных Полиной Кутеповой, Мадлен Джабраиловой и Натальей Курдюбовой.
И усмешка, возникающая в начале спектакля при произнесении любимыми актерами «нефтяных» социально-политических пассажей сходит на нет ближе к финалу, когда гуськом уходящие в подземный люк на дурно пахнущую смерть коммерсанты успевают вызвать медицинскую карету для старухи из Шайо. Добро побеждает, но гибнет тоже — следом за поверженным врагом.
Сумбур многочисленных мелких ролей и перипетии многоходового сюжета не так утомительны благодаря красивейшим, искусно состаренным костюмам старух (Мария Данилова) и музыкальным номерам на фортепьяно в исполнении Кирилла Пирогова. Круговерть разрозненных блестящих номеров, между которыми пока висят томительные паузы, как всегда, прекрасна из-за присутствия женского цвета труппы и блеска их неизвестных раньше граней. И запоминается все: и линялые лиловые тряпки старухи из Шайо, и ее корзиночка для косточек и потрохов бездомным собакам, и выходящий из шкафа Пьер-Пьеро, альфонсирующий самоубийца, и то, что всех мужчин в полдень зовут Фабрис, и оптимистически-печальные финальные слова Орели-Тюниной: «Нефтяные фонтаны, ископаемые пласты? Зачем нам эта вонючая реальность, когда есть эти отверзающие уста слова: allons, courage, l?amour?»
Пресса
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Зачем так много думать, Александр Соколянский, Время новостей, 17.11.2004
Три сестры, Майа Одина, Афиша, 21.09.2004
Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004
Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002
Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, Новая газета, 30.09.2002
Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, Новая газета, 22.04.2002
Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001
Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001
Шерше ля Мефистофель-фам, Марина Давыдова, Время новостей, 7.08.2000
Это штука посильнее…, Ирина Родионова, Сегодня, 7.08.2000
Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, Новые известия, 18.05.2000