Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Безопасная война полов

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Вначале были сотни винных пробок, рассыпанных по полу. Они были похожи на что угодно: например, на морскую гальку, но только не на собственно пробки. Пока старый капитан Шотовер (Карэн Бадалов — стремительный и точный, как пушкинский рисунок) не вытащил зубами пробку из очередной бутылки. И не плюнул ею со своего «капитанского мостика» — анфилады на втором этаже.

Зал расхохотался, а образ странного, запущенного, «богемного» дома-корабля, где попраны приличия, оказался нарисован одним штрихом. (Уж не знаю, кто придумал этот штрих — художник Владимир Мартынов или режиссер Евгений Каменькович). Каждый, кто попадает в этот дом, в буквальном смысле теряет почву под ногами.

Многолюдная и многословная пьеса Бернарда Шоу, этакий английский «Вишневый сад» — выбор рискованный. Шоу писал ее четыре года — начал в 1913-м, «когда о том, что орудия уже заряжены, знали только профессиональные дипломаты да немногие увлекающиеся внешней политикой дилетанты». А закончил в 1917-м и только через два года издал.

Авторы спектакля предложили свое время действия — 3 сентября 1916-го, когда над Англией пролетело рекордное количество немецких «цеппелинов» и было сброшено особенно много бомб.

Напомним, действие в «Доме, где разбиваются сердца» (а это метафора «всей культурной и праздной Европы накануне войны»), вся эта тьма остроумных и безжалостных диалогов, сдирания масок, прозрений, откровений, отрезвлений, заканчивается ночной бомбежкой, во время которой, видимо, гибнут два самых несимпатичных персонажа.
А для уцелевших обитателей «Дома» эта бомбежка — как камень, брошенный в болото. Несколько секунд адреналинового допинга — и снова болото затягивается ряской. «И до чего же опять стало невыразимо скучно», — констатирует один из героев после того, как часть анфилады эффектно рушится, а огромная скульптура с открытым в немом крике ртом (некогда украшавшая нос корабля) опасно зависает прямо над зрителями.

Впрочем, «фоменки» играют не про мир на краю пропасти Не про приговор деморализованным «лишним» людям, наделенным умом, фантазией, культурой, но начисто лишенным воли к поступку. Они играют в свою фирменную игру — войну полов, изящную и не смертельную. Ведь все ее бастионы, стратегия и тактика защищены броней иронии и благоприобретенного аристократизма.
Ну в каком еще театре сможет с таким ироничным изяществом носить (а при поцелуе закручивать на ухо или вовсе сдирать) свои роскошные усы-«канделябры» прирученный красавец-муж Гектор Хешебай (Илья Любимов)? Где еще с такой воздушной грацией пробалансирует на пробках опьяненная флиртом леди Эттеруорд (Полина Кутепова)? С такой русалочьей загадочностью расставит свои сети прозорливая Гесиона Хешебай (Наталья Курдюбова)? Однажды она начнет свою охоту за одним мужчиной прямо… на теле другого, и оно, под натиском бойцов гендерного фронта, мешком сползает и сползает вниз. Так умеют только «фоменки»! Флирт вместо страсти. Ирония вместо пафоса. Отточенное совершенство вместо поисков нехоженых троп. Отменный вкус вместо боли. Как это, в сущности, удобно, приятно. И как хочется большего от этого театра, который уже внушил столько к себе любви, что теперь к нему привыкли относиться с особым пристрастием.
Пресса
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004
Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.09.2004
Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, Российские вести, 23.05.2001
Начало романа. Сцены…, Вера Максимова, Век, 16.03.2001
Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, Экран и сцена, № 11 (581), 03.2001
Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001
Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001
Соткано с любовью, Ирина Корнеева, Время МН, 20.02.2001
Биография камня, реки, человека, Марина Тимашева, Первое сентября, 23.09.2000
Сельская сага Петра Фоменко, Любовь Лебедина, Труд, 13.07.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000