«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Контрольный выстрел

Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Конечно, выбор Виктором Рыжаковым для постановки повести Бориса Лавренева «Сорок первый» не может не удивить. Пожалуй, даже озадачивает. Он, видно, вопросы предвидел и поместил в программке обращение к публике: «Еще раз про любовь», Или как услышать время". Время имеется в виду наше, сегодняшнее, а не то, когда происходит действие, — Гражданская война. По уверению Рыжакова, тот «великий реалистический театр, в котором так убедительно играли „про любовь“, вызывая духовное сопереживание, сострадание всего зрительного зала, уже умер». Мол, любовь есть, а театра для нее нет. Добавив к лавреневскому названию мартыновское Opus Posth. (посмертное сочинение), режиссер заверяет, что отправляет нас в пространство нового времени, «другого театра», а может, и всего жизнеустройства. «Ну вот! Мы начинаем!» — провозглашает он. Что может быть коварнее традиционных восклицательных знаков в конце манифеста? Только сам манифест.

Нет, словами постановщик известных пьес Ивана Вырыпаева — «Кислород», «Бытие N 2», «Июль» — лично мне ничего не прояснил, боюсь, и публику только запутал. Зато сам спектакль, порой излишне надрывный, в иные минуты увлекал свежестью прочтения, гибкими поворотами любовной темы. К тому же отвечал на мои собственные «почему», вполне возможно, Рыжакова вовсе и не интересовавшие. 

Главное «потому» заключается в датах: 1924, 1927 и 1956 — годы написания и осуществления двух знаменитых киноверсий Протазановым и Чухраем. Это даты двух советских «оттепелей» (нэп, собственно, первой и был). История красногвардейки Марютки и белогвардейца Говорухи-Отрока своей человечностью противостояла идеологическим догмам, сближая скромную повесть Лавренева, ну, например, с «Днями Турбиных». На первый взгляд трудно признать в нем будущего автора «Разлома», а на второй — легко найти параллели с аналогичными писательскими судьбами. Расплата последовала одна на всех — потеря таланта.

Если представить себе студента юридического факультета Московского университета, воевавшего в рядах царской армии, дебютировавшего в альманахе символистов и перешедшего на сторону красных, то можно предположить, что автобиографические черты есть в обоих героях повести. А значит, сорок первой жертвой снайперши Марютки стал он сам, в каком-то смысле совершив самоубийство. Мне кажется, этот мотив звучит в финале у актеров Яны Сексте и Максима Матвеева.

Но гораздо ярче звучит мотив первой для обоих любви. И вовсе не той, что сводит мужчину и женщину на необитаемом острове, инстинктивно бросая в объятия друг друга. Водоворот истории не только разлучает, но и сводит тех, кто при других обстоятельствах никогда бы не узнал друг друга. В этом взаимном «удивлении» голых людей на голом острове, в мгновенном открытии каждым самого себя действительно есть упоительно пронзительное чувство свободы. Яна Сексте передает его с неудержимым отчаянием и отвагой. Поверим, что именно так театр слышит наше время.
Пресса
МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008