«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Пляска смерти

Ирина Корнеева, Время МН, 29.10.2002
В Финляндии, в Лахти, в 1989 году Олег Табаков увидел спектакль финского режиссера и магистра философии Райи-Синикки Ранталы «Тот, кто получает пощечины» по Леониду Андрееву и решил предложить ей поставить его в России. 

Нет, не так: в России Райя-Синикка Рантала однажды увидела Виктора Гвоздицкого в роли Пушкина и с тех пор мечтала с ним работать. А тут предложение Табакова. Опять не то - не важно, что было вначале. Главное, что 31 октября Виктор Гвоздицкий выйдет на сцену МХАТа в спектакле «Тот, кто получает пощечины» финского режиссера. И снова будет любить и умирать, — как это делал в «Трех сестрах» в роли Тузенбаха и в гриме Сирано де Бержерака. Рассказывает режиссер РАЙЯ-СИНИККА РАНТАЛА. 

- В пьесе Леонида Андреева три героя в финале умирают. Это трагедия?

 — Скорее трагикомедия. Потому что в ней много и комических элементов. И в мхатовской культуре она прочитывается прежде всего как мелодрама — очень многие произносили это слово.

- А в финской культуре?

 — Финская постановка сильно отличалась от того, что будет в Москве. Это не перенос спектакля из одного театра в другой. Совершенно другая сценография Александра Боровского, другие актеры, с которыми я заново открываю для себя пьесу, другой спектакль. Хотя костюмы используются финские. Поскольку почти все герои пьесы — цирковые персонажи, для которых костюм — часть образа, то актеры должны были иметь возможность репетировать в цирковых костюмах. Мы знали, что для репетиций отводится очень сжатое время — два месяца и что одновременно во МХАТе репетируется несколько спектаклей.

- Всего два месяца на мхатовскую постановку — это нонсенс.

 — Для западного театра это нормально. Но я не предполагала, что у меня в спектакле столько популярных актеров — они все время играют вечерами и при этом еще что-то репетируют! Это для меня было большим сюрпризом, и сейчас я понимаю, что нужно было требовать большего репетиционного периода. А теперь мы вынуждены выпускать в срок. И театр ждет спектакль, и у меня есть следующие обязательства — мы запускаем большой проект между странами Западной Африки и Скандинавии. После Москвы я поеду на фестиваль в Камерун. Кроме того, хочу закончить свою докторскую, и поскольку предыдущую диссертацию я защищала по своему спектаклю «Тот, кто получает пощечину» в Лахти, то докторскую буду писать как сравнительный анализ двух постановок в разных странах одной и той же пьесы.

- Если возвращаться к актерам, с которыми вы сейчас репетируете, вы принимали участие в отборе или получили уже готовое распределение ролей?

 — Мы распределяли сообща. Всех актеров, которые заняты у меня в репетициях, я видела в театре, в кино и, безусловно, знала, с кем мне предстоит работать, хотя я ни с кем из них не встречалась раньше. Сейчас могу сказать, что очень довольна результатом распределения, к которому мы пришли.

- Какие вы предъявляли требования к исполнителю главной роли? Виктору Гвоздицкому предстоит сыграть влюбленного убийцу. Вы поднимаетесь до трагедии или опускаетесь до фарса?

 — Я пытаюсь сделать так, чтобы зритель сочувствовал ему, но понимал: оправдания ему нет. Это совсем не простая пьеса. Ее персонажи очень современные, они не черно-белые, — там столько оттенков серенького, столько внутренних противоречий! Это философская пьеса. Герой Гвоздицкого живет в таком мире, для которого его действие в отношении Консуэллы есть ее спасение. Ему кажется что убивая ее, он ее спасает. В его представлении и он, и она будут жить в будущем, и их смерть — это продолжение, а не конец. Для него это оправдание того чудовищного деяния, которое он совершает. А мое режиссерское решение и концепция заключается в том, что мы не имеем права принимать решения и забирать чью-то жизнь, даже если нам кажется, что мы это делаем во благо другого человека. А это очень актуальный сегодня вопрос. Потому что в мире существует очень много сил, которые убеждены, что они лучше нас знают, как мы должны жить…
Пресса
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Лучше закрыть театр…, Виктория Никифорова, Ведомости, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Пляска смерти, Ирина Корнеева, Время МН, 29.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002