ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Виктор Астафьев

|Прокляты и убиты|

Несостоявшийся концерт

Премьера: 5 сентября 2010
Продолжительность: 2 часа
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 1000 руб.
(18+)

«У меня вот бабушка Секлетинья неучёная, но никогда не брала чужого, не обманывала никого, всем помогала. Она одну стихиру часто повторяла. Её оконники в Сибирь занесли. Оконники молились природе. Дак вот в одной стихире, бабушка Секлетинья сказывала, написано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут Богом прокляты и убиты». (В. Астафьев «Прокляты и убиты»)

Сюжет основан на событиях 1942 года, пережитых Виктором Астафьевым.
«Это моя правда о войне, — писал он, — моя и ничья больше. Она может не совпадать с иной правдой».
Режиссёр, автор инсценировки, художник
Виктор Рыжаков
Художник по свету
Евгений Виноградов
Видеопроекции
Владимир Гусев
Хореограф
Олег Глушков
Хормейстер
Татьяна Лейкина
Ассистент режиссёра
Татьяна Уфимцева
Помощник режиссёра
Людмила Сушкова, Ольга Липская
Пресса
Театр «военных действий», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 12.04.2015
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010

Отзывы зрителей:

Это не просто спектакль — это еще и танец, и живопись, и скульптура. При этом ни одна режиссерская «находка» не возмущала, не коробила. Затронуто все: люди как человеческая масса, сплетающиеся, корчащиеся от муки, боли, унижения; отдельный человек как существо, с чувствами, мыслями, выкрикивающий из толпы, высказывающий собственное мнение. Как прочувствованно показан главный отрицательный персонаж командира — мерзкое, пресмыкающееся существо, похожее на жабу. Как непосредственны и настоящи молодые солдатики, страдающие, но верящие, надеющиеся. Прекрасная работа единственной девушки в спектакле — женщина, сестра, мать. И периодически появляющийся иностранный текст на экране — чужой, не наш… как и вся эта Война, чуждая, ненужная, не наша. И белая шеренга актеров на поклонах — они стояли перед нами, мы перед ними. Мы сейчас здесь, мы живы, мы помним… И непреодолимое желание жить, любить, верить, несмотря ни на что…
Натали Дунаевская

По Астафьеву, в той страшной войне не было своих и чужих. Воюют не только фашисты с русскими, но и сталинские чиновники со своим же народом. И размах этой внутренней войны не менее страшен: здесь не поймешь, чем сталинизм от фашизма отличается. Точные интонации, выверенные слова, а когда не хватает слов, песни — это главные приемы актеров. Но чем дальше смотришь спектакль, тем, больше понимаешь, что не про прошлую жизнь из прошлого века поставил спектакль Виктор Рыжаков с молодыми артистами МХТ. Когда эти парни в черных ли брюках с обнаженными торсами или в полотняных сизо-серых подштанниках плечом к плечу прямо стоят и смотрят тебе в глаза, видишь других, хорошо одетых молодых людей на дорогих иномарках, это ведь они могут стать у нас в России, не в СССР, проклятыми и убитыми. Как уже было в Афгане, в Чечне… И когда в финале вся группа поет «На сопках Манчжурии» я, и не только я, с трудом сдерживали слезы. Потрясающий, пронзительный спектакль о войне и сталинском режиме, потому что сделан из настоящего материала: крик, боль, слезы и сердце на разрыв — все настоящее. И еще потому, что совсем не о войне. И такое непреодолимое желание жить, любить, верить, несмотря ни на что…
Раиса