«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Режиссер Кирилл Серебренников: «Москва разрывает связи между людьми»

Юрий Тимофеев, Новые известия, 18.01.2010
Режиссер Кирилл Серебренников — пожалуй, одна из самых ярких фигур нынешнего культурного поколения. Будучи отъявленным «контркультурщиком», он ставит спектакли в МХТ имени Чехова и в театре «Современник», его фильм «Изображая жертву» получил первую премию на Римском международном кинофестивале, актриса Ксения Раппопорт, сыгравшая главную роль в картине «Юрьев день», стала одним из лауреатов фестиваля «Кинотавр». Корреспондент «Новых Известий» выяснил, что СЕРЕБРЕННИКОВ устал работать для развлечения публики и в наступившем году мечтает заняться театральными исследованиями.

- Кирилл, режиссеров вашего поколения называют молодыми, но я недавно подумал, что Карбаускису, Чусовой, вам уже около сорока или немного за сорок. Простите за бестактный вопрос: вы по-прежнему ощущаете себя молодым?

 — Конечно, театр — это пространство, которое молодит и в котором можно довольно долго оставаться ребенком. Но, по-моему, меня нельзя было назвать молодым режиссером уже в тот момент, когда я приехал в Москву. Я начинал в Москве, когда мне было около 30, и я был уже стреляный воробей. К тому моменту я поставил 20 спектаклей и снял несколько фильмов.

- Тогда скажите как взрослый человек — что ждет российскую культуру? В одном из недавних интервью вы говорили, что не собираетесь заботиться ни об обществе, ни о его культурном будущем. И что сейчас главное — самому сохраниться и выжить.

 — Этим я и занимаюсь. Но нельзя самому сохраниться и выжить, не делая то, что считаешь нужным делать. Я считаю нужным помогать людям, хотя на самом деле это я о себе забочусь. Это сохраняет меня и заставляет оставаться человеком, а вовсе не существом из виртуального мира. Некоторые думают, что можно сохраниться, гуляя по тусовкам. Пьешь хорошие вина, надеваешь красивые шмотки, фотографируешься для глянцевых журналов и думаешь, что жизнь удалась. Но это не так.

- А где возникало ощущение, что жизнь удалась и все в порядке?

 — Например, в Перми, на фестивале «Территория». Когда я видел, что этот фестиваль работает на культурное будущее. Мне кажется, что такие инвестиции очень важны. Какие блестящие читки пьес показали кинорежиссеры Валерия Гай Германика, Оксана Бычкова, Николай Хомерики! Я уверен, что им нужно ставить спектакли в Художественном театре.

- Кстати, с чем связано ваше постоянное сотрудничество с МХТ имени Чехова?

 — Мне хочется выпускать качественные спектакли, а от приглашенного режиссера, который перебегает из одного театра в другой и должен поставить спектакль за два месяца, ожидать качества очень трудно. Во всяком случае, у меня это не получается. В МХТ мне разрешают работать не торопясь и репетировать практически с теми актерами, с которыми мне хочется. Часть актеров появилась в труппе МХТ благодаря мне, с ними я долго работал, и мы научились друг друга понимать. В этой ситуации существует только одна проблема. В МХТ не всегда приходит публика, с которой мне хотелось бы разговаривать.

- Что вы имеете в виду?

 — В этом театре очень сложный зритель. МХТ — театр для буржуазной публики, и она очень разная. Есть люди состоятельные, умные, интеллигентные, которые все понимают. Это мои зрители, и я очень ими дорожу. Но в театр приходят и люди, которые усаживаются в кресло и как будто говорят всем своим видом: «Развлеките нас. Мы заплатили вам бабло, так что играйте, пойте и танцуйте». Для них работать не хочется. Хотя такой опыт тоже по-своему интересен.

- Вы пытаетесь их развлечь в «Трехгрошовой опере»?

 — Я не думал о том, что нужно кого-то специально развлечь. В «Трехгрошовой опере» есть сцены самого разного калибра — от мелодрамы и водевиля, почти анекдота, до таких, где говорится об очень глубоких и серьезных вещах. Мне хотелось все это исследовать. Для меня «Трехгрошовая опера» — это спектакль о том, как человек по имени Мэкки-нож прокололся на женщинах. И Бертольд Брехт, и Курт Вайль отлично в них разбирались. У них были молодые жены, они понимали все и про женскую ревность, и про гендерные взаимоотношения, как принято сегодня говорить. Поэтому женское начало в «Трехгрошовой опере» невероятно сильно: там представлены все типы женских характеров. Вот и у меня в спектакле такое мощное женское начало. Мне хотелось, чтобы все женщины были в нем фатально красивыми и харизматичными. Я был художником по костюмам и еще перед началом работы сказал: «Девочки, вы все будете на сцене очень красивыми». И Мэкки-нож не зря споткнулся на женском вопросе.

- Думаете, в наше время этот вопрос стал одним из самых актуальных?

 — Думаю, что да. Порой я ощущаю исходящую от женщин угрозу. Причем не такую, от которой надо бежать, а угрозу притягивающую.

- Объясните мне как режиссер и художник по костюмам: для чего нужно было делать брехтовских нищих в «Трехгрошовой опере» похожими на российских? Они на сцене точно такие же, как те, что попрошайничают у нас в электричках, подземных переходах или на улицах.

 — Любой спектакль — это игра, и мне кажется, что что-то в ней должно быть узнаваемым. Тем более что Брехт позволяет проделать такой эксперимент.

- Я обратил внимание, что в спектакле очень много винтажных вещей. Откуда вы их взяли?

 — Я привез перья, фурнитуру и многие детали из лондонских магазинов. Ездил туда несколько раз, ходил по магазинам и покупал, покупал, покупал. В Лондоне винтажные вещи стоят гораздо дешевле, чем у нас, а что-то в Москве просто невозможно найти.

- А жить и работать в Москве вам нравится?

 — Москва — город-монстр. Он давит на человека своей энергией, разрывает связи между людьми. Кроме того, многие творческие проекты здесь или разбиваются о равнодушие чиновников, или, если их все-таки удается осуществить, теряются в общей массе происходящих событий. Люди, которым было бы интересно увидеть какой-нибудь спектакль, выставку или концерт, зачастую не успевают о них узнать.

- Мне рассказывали, что вы летом уезжали из Москвы в Африку.

 — Я полтора месяца не был в России, путешествовал по разным странам от Марокко до Исландии, интересных впечатлений очень много. Самой потрясающей страной оказалась Исландия. Там очень холодно, но она манит меня уже который год. Что-то есть там тайное, не могу понять что. Тишина, пустота, потрясающая экология. И вулканическая энергия, которую чувствуешь кожей.

- Что собираетесь делать в ближайшем будущем?

 — В театре мне хотелось бы сделать какую-то внутреннюю, лабораторную и исследовательскую работу. Читал интервью Вырыпаева, который сказал, что ему безрадостно работать для развлечения публики. Мне кажется, что он прав. Мне это тоже радости не доставляет. Запланирована постановка «Золотого петушка» в Большом театре. Если, конечно, она состоится. Там все время что-то меняется. Есть несколько кинопроектов.
Пресса
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009