ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Абсурдно что-то в Датском королевстве

Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
«Гамлета» в МХТ еще до премьеры обозвали «ментовским». Формально это правильно, но, по сути, несправедливо. Да, действительно, на сцене присутствуют «мент» Трухин, «убойщик» Хабенский и агент нацбезопасности Пореченков, замешанные благодаря нашему родному ТВ в таком количестве убийств, что и не снилось Шекспиру. Однако тот «Гамлет», которого поставил режиссер Юрий Бутусов на самой легендарной сцене страны, не имеет отношения ни к сериальному конвейеру, ни к любой детективной истории про решительных мужчин с пистолетом.

Решительность — понятие из другой оперы. Это как раз про «оперов», простите за каламбур. Только Шварценеггер мог в «Последнем герое боевика» схватить череп Йорика и мрачно сказать: «Быть иль не быть? НЕ БЫТЬ!» — мрачно пальнув из ружья в пространство. Герои Бутусова не будут стрелять. Даже последняя дуэль здесь проходит без размахивания рапирами. Не в отравленном клинке дело. Дело в разъедающем все яде, которому не нужен клинок.

Этот яд всюду. И не стоит цитировать фразу про прогнившее Датское королевство. Яд внутри каждого, кому доступно страшное умение мыслить, отрезающее возможность действовать. Итог — «бесплодье умственного тупика», где вянет, как цветок, решимость наша. Про это бесплодье и ставит свой спектакль Юрий Бутусов.

Новый «Гамлет» — подарок для тех, кто любит живопись Магритта. Поклон театрального художника в адрес бельгийского сюрреалиста весьма отчетлив, мужчины в котелках прочно окопались на сцене. Другой поклон — в адрес обожателей Стоппарда и Беккета — сделан уже режиссером. Этот «Гамлет» вообще предназначен тем, кто однажды осознал абсурдность мира, после чего круг замкнулся, и герой-читатель-зритель ждет одного: чтобы внешний мир сам дал повод к действию. Надо мстить за отца? Да. Но Король-убийца Клавдий, обаяшка Хабенский, улыбается. Мы знаем, что он мерзавец, но улыбка обезоруживает. Гамлет же все ждет и ждет вызова, он играет только черными. Единственное, что он может сделать, — поставить спектакль-мышеловку. Согласитесь, типично интеллигентское решение. ..

Исполняющий роль Принца Датского Михаил Трухин известен в стране исключительно по «Улицам разбитых фонарей». Такова новая реальность: фантастический актер задвигается в угол обшарпанной «ментовки». Сцена расставляет все по своим местам, зачеркивая телештампы. Трио Трухин — Хабенский — Пореченков играет так, как играют джаз: дополняя друг друга, подхватывая импровизацию партнера, создавая на сцене что-то ошеломляющее. Закончилось действо, а музыка еще звучит в ушах.

Эта музыка не может быть описана логичными фразами. И она не слишком легка для восприятия. По крайней мере в антракте наличествовали дезертиры. Компания дорого одетых мужчин покидала театр, обсуждая место будущего ужина.

 — Ты куда хочешь?

 — А поехали в «Пушкин»!

Бесплодье умственного тупика этой команде точно не грозило.

Диалог зрительниц на премьере

 — Ой, смотри, Ярмольник! Давай подойдем к Ярмольнику?
 — Зачем?
 — Ну скажем ему, как он хорошо смотрится в КВН!
 — Гляди, Бондарчук сидит!
 — Где?
 — Ну вон же его лысина!
 — А кому Ярмольник машет? Ой, Шакурову! А тут еще Соловец из «Ментов»!
 — У-У-У-УХ!
Пресса
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005