ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

«Старый новый год»

, 6.06.1973
На сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького состоялась премьера спектакля — комедии Михаила Рощина «Старый новый год». Руководитель постановки — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев. После «Сталеваров» — спектакля, поставившего актуальные проблемы сегодняшнего дня и ярко показавшего людей созидательного труда, театр вновь обратился к современности и современникам. Но уже в ином жанре — комедии. Теперь театр повел со своими зрителями разговор об обывателях.

Главные персонажи комедии — Петр Себейкин и Петр Полуорлов — на первый взгляд диаметрально противоположны друг другу. Себейкина сжигает страсть накопительства — его новая квартира, как елка игрушками, обрастает предметами «современного быта» — телевизор, холодильник, рояль, модная люстра. «Когда все есть, тогда ты - человек», — вот его нехитрое жизненное кредо. Петр Полуорлов, напротив, ярый враг «мещанского накопительства». Обидевшись на весь белый свет, из-за неудач на научном поприще, он в сердцах выбрасывает из квартиры всю мебель. Так ему «свободнее». Но на самом деле свобода по Полуорлову — это свобода не от мебели, а от общественных дел, обязанностей, от профессионального и гражданского долга перед людьми.
Спектакль оригинален по композиции: действие идет как бы по двум параллелям, и лишь в финале Себейкин и Полуорлов встречаются и мгновенно определяют, что они — родственные души, а не только соседи по лестничной клетке. Спектакль отличает яркая комедийность. В этом немалая заслуга и актеров — Вячеслава Невинного, Александра Калягина, Евгения Евстигнеева, Ирины Мирошниченко, Виктора Петрова и других. Но, пожалуй, главное достоинство новой работы МХАТа в том, что спектакль вызывает серьезные размышления о месте человека в обществе, что он в сути своей публицистичен и доказывает, что жанр современной бытовой комедии дает возможность не только веселить зрителя, но и вызвать на спор, на разговор о серьезном и актуальном.
После премьеры корреспондент «Труда» Ю. Скворцов встретился с постановщиком «Старого нового года» главным режиссером МХАТа Олегом Николаевичем Ефремовым и попросил рассказать о работе над спектаклем.
 — «Старый новый год» — полукомедия. Такого определения жанра вообще-то не существует. И тем не менее правильнее всего наш спектакль назвать именно полукомедией.
В первой рецензии на спектакль, которая уже появилась, критик сравнил героев пьесы со знаменитым классическим обывателем Присыпкиным из «Клопа» Маяковского. Думаю, что такое сравнение возможно. Но наши персонажи в отличие от Присыпкина родились уже при Советской власти, прожили в новом обществе всю свою жизнь, и мы погрешили бы против правды, оказались бы необъективными, если бы не показали то, как наше общество воздействует, воспитывает людей, даже тех, в ком еще живуча мещанская философия. Кстати, отсюда и название спектакля: «Старый новый год» — то есть старое явление в новое время.
Поэтому и драматург, и режиссер, и актеры не ставили перед собой задачу убить смехом своих «героев». Мы сурово разоблачаем их вначале, но затем заставляем их самих познать себя, прийти к иным жизненным взглядам. И тут в спектакле сатира кончается и идет уже просто комедия. И хотя мы все не очень верим их покаянию, тенденция к выздоровлению все же ощущается довольно четко. Все это потребовало сложной стилистики спектакля. Во второе действие вошли чисто комедийные трюки: мы хотели, чтобы они вызывали уже не злой, а сочувственный смех зрителя, чтобы зал испытывал здесь к нашим «героям» хотя бы начало симпатии. 
 — Бытовая комедия — насколько она характерна, органична для МХАТа?
 — Думаю, что это прямое продолжение его традиции. Художественный театр всегда отличался пристальным вниманием к общественно важным проблемам. И всегда выносил их на суд зрителей в том жанре, в каком считал нужным, в том числе и в жанре бытовой комедии. «Старый новый год» — спектакль против бездуховности, индивидуализма, за тесное соединение личности и общества, за идеалы коллективизма.
Кстати сказать, привлечение в драматургию новых имен, молодых сил — это тоже традиция МХАТа. Драматургов, которым нет еще сорока лет, сегодня мало. Открывать, привлекать новых молодых авторов пьес — вопрос чуть ли не главный в драматургии и театральной режиссуре. Михаил Рощин — очень одаренный, самобытный драматург, его пьесы задают и театру, и режиссерам, и актерам новые задачи. И это прекрасно. Одаренным драматургом мы считаем и Вампилова, к великому сожалению, недавно трагически погибшего. Его пьеса «Утиная охота» сейчас репетируется во МХАТе вне плана группой энтузиастов. Новое имя на афише — это всегда событие в театральной жизни.
 — Хочу задать вам традиционный вопрос, связанный с тем, что в самой пьесе нет яркого противопоставления мещанам…
 — Понимаю, вы хотите спросить, кто же тогда у нас на сцене положительный герой? Наша сегодняшняя жизнь. Ведь именно она заставляет и Себейкина, и Полуорлова по-новому взглянуть на самих себя, не только подумать, но и произнести во всеуслышание: «Нет, надо менять свою жизнь!» И еще одно пояснение мне хотелось бы сделать. Кое-кто из зрителей наших, возможно, обидится на нас за то, что наши персонажи имеют точные и весьма реальные профессии: один собирает в артели детские куклы, другой работает над научной проблемой, так сказать, из области сантехники. Нет, мы не смеемся над этими профессиями, весьма и весьма нужными. Не работа сделала этих людей мещанами. Напротив, они извлекают из работы лишь свой мещанский интерес.
Хотя спектакль «Старый новый год» уже идет на сцене, мы не считаем его законченным. И работа над ним продолжается. Будут введены новые актеры, будут уточнены акценты. Иными словами, спектакль еще будет совершенствоваться.
Но, судя по реакции первых зрителей, «Старый новый год» принимают, в зале звучит смех, и это очень и очень радостно.

Ю. Скворцов
Пресса
Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000