ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Им удалось иное рвение

Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001
В Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина поставлена пьеса «Пластилин» молодого драматурга (ему 23 года) Василия Сигарева в постановке Кирилла Серебренникова. Небольшой зал Центра В. Высоцкого (он напоминает знаменитую Табакерку) переполнен, у входа толпа. В спектакле заняты малоизвестные актеры.

Андрей Кузичев со сразу запоминающимся лицом, мужественный, темпераментный Дмитрий Ульянов, работающий или, точнее, не работающий в Вахтанговском театре, жалостливый и агрессивный Виктор Бертье — те, кто давно не востребован в своих театрах, если у них они есть. Одна из часто пишущих критикесс заявила, «вот где торжествует воинствующее неофитство, создавшее оду самому себе», автор был назван учеником Коляды, знающим лишь одну черную краску, и немедленно был вынесен приговор — «постановочный фарс выдается за правду жизни, и от него тошнит». Полупрофессиональный разбор спектакля, поставленного К. Серебренниковым, может быть, и не стоил упоминания, если бы его участники были люди прославленные, привыкшие отмахиваться от укусов недоброжелательной критики. С «Пластилином» все обстоит иначе.

В спектакле сплелись два простейших умения — жалеть людей и отстаивать свои права. В страшном мире героев почти невозможно совместить независимость и доброту. Андрей Кузичев, похожий на начинающего актера, а оказывается, ему уже к тридцати, овладевает залом мгновенно, как только появляется на сцене. Пьеса проникнута ужасом перед городской обыденностью и городскими соблазнами. История двух друзей (одного из них играет Сергей Мухин) и все, что происходит с ними, есть, по существу, мучительный крик нерастоптанной человеческой души. Конечно, надо было иметь мужество взяться за постановку пьесы, в которой недостатков больше, чем достоинств. Но спектакль привлекает острым драматизмом, той реальной жизненной ситуацией, в которой сегодня живет вступающее в жизнь поколение, те, у кого нет идеалов, а есть только нерастраченная энергия души. Отрешенно-задумчивый герой, словно бы замерший навек, оказывается насыщен колоссальной жизненной силой. А. Кузичев — это открытие, странно, что никто раньше не замечал этого нервного, талантливого, живого актера. Он играет самоотверженность, вынужденную защищать себя. Виктор Бертье, разговаривающий грубым уличным языком, саркастически играющий пародию, владеет искусством гротеска и фарса. Городская обыденность дана Сигаревым в образах пугающих, брутальных, бесчеловечных. Иногда упрощенных до схемы. Но Виктор Бертье и Дмитрий Ульянов создают свой экспрессионистский канон, он взывает к действию. Сумрачный мир, наполненный глупостью, извращенностью, алкоголизмом, переворачивается в сознании, чувствуется, что в нем оплакивается бессмысленный энтузиазм молодых людей, не знающих, куда себя деть.

В спектакле Серебренникова много юмора, от того зал то смеется, то замирает. Но это не черный юмор Николая Коляды, а скорее легкое неправдоподобие фарса и скрытая в репликах грусть. Мысль о тотальном подчинении человека окружающей его атмосфере и обреченности тех, кто борется с ней, пронзительная и заставляет задуматься о той игре с пластилином истории, которой еще предстоит оформиться. Режиссура Серебренникова полна метафор, что не мешает ему предоставить площадку актерской игре, добиваясь лишь одного — стилистического единства. Спектакль можно не принимать, его можно отвергать, но его необходимо осмыслить.

В «Пластилине» есть своя манера. Обыгрывается жалкий идиотизм, тупость, изголодавшаяся женская страсть, фарс толкает на сцену гомосексуальное изнасилование, что оборачивается ужасом пугающих явлений. Собрав в одну команду Марину Голуб, Владимира Панкова, Викторию Толстоганову — всех тех, кто с трудом пробивается в театральном мире, режиссер построил спектакль, вызывающий отталкивания и восторги, и напомнил театрам Москвы, сколько талантливых людей ютится в их труппах, о них не помнят, их не занимают, а жизнь летит. 

Скандальная взвинченность становится искусством, внутренний нерв — актерские рисунки, в них вибрирует дух протеста, и хоть многим язык, которым говорят герои, может показаться непонятным, грубым, уличным языком или жаргоном, но именно этому языку доступны новые темы и новый ритм.
Пресса
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001