ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Марина Голуб: Счастье — быть свободным человеком

Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005
Марина Голуб — одна из ведущих актрис МХТ, «звезда» кино, представляющая «Утреннюю почту» на канале «Россия». Ее обожают ученики, а режиссеры ставят на нее спектакли. Она влюблена в профессию, полна оптимизма и жизненной энергии. Это как никто другой знает ее муж — актер Анатолий Белый, которого Марина поддержала в трудную минуту. Сегодня Марина Голуб репетирует Гертруду в новой постановке «Гамлета», которую зрители увидят в конце года. А на экраны страны выходит картина Павла Лунгина «Бедные родственники», где Марина сыграла одну из лучших своих ролей.

 — Расскажите о своей новой работе в кино.

 — Мне очень приятно, что в моей жизни есть Паша Лунгин. Я снималась в его картине «Свадьба». И это были не просто съемки. Это был яркий, радостный кусок жизни. Мы жили в Туле, общались, нам было безумно интересно. Паша умеет создать на съемках удивительную атмосферу. Он человек умный, глубокий. У него в группе не бывает ссор, интриг. Во время съемок «Бедных родственников» мы жили в Ялте и тоже одной большой дружной семьей. И хоть съемки были довольно сложными, получали огромное удовольствие. 

 — Вам не кажется, что «Родственники» — это очень специфическое атмосферное кино про еврейское семейство и близко и понятно оно будет не всем?

 — Я так не думаю. Каждый поймет что-то свое. Ведь что у евреев главное — родственные связи. Это гонимая нация, которая на протяжении веков свято берегла свои традиции. Русские, к сожалению, в большинстве своем их утрачивают. Так же, как и родственные связи. Никто уже не собирается за большим столом, не обзванивает ежедневно друг друга. А сколько заброшенных могил! Думаю, зрители эту тему поймут.

 — У вашей героини Бэлы был какой-то прототип?

 — Да, у нас в Одессе жила такая тетя Роза, мамина родственница. У нее были бесконечные скандалы с любовниками. И каждый раз она выбегала во двор и кричала: «Люди, помогите!» Но как только кто-нибудь пытался за нее заступиться, она заявляла: «А чего это ты вмешиваешься!». Моя же Бэла — это собирательный образ. Я видела множество таких вот женщин, беззаветно преданных своей семье. Их бьют, а они все прощают, все равно любят, понимают. Они всю жизнь варят борщи, пилят мужей-алкоголиков, но при этом очень преданы семье.

 — Вы служите в Московском художественном театре. Как вы думаете, почему у публики к нему всегда особое отношение?

 — Есть такие места — намоленные. Мы всегда выбираем себе какой-то определенный приход или батюшку. Есть места, где нам хорошо. И хоть говорят, что не место красит человека, а человек место, здесь как-то все вместе. Для меня такое место — МХТ. В нашем театре есть какая-то планка, опускаться ниже которой нельзя, даже в неудачных спектаклях. Здесь подбирается особый коллектив. Здесь есть незыблемые традиции человеческого качества. Здесь ситуация — гений-актер, но дрянь-человек — не проходит. Я шла к этому месту всю свою жизнь. Первая попытка поработать во МХАТе была у меня еще при Олеге Ефремове. Потом долгое время я работала в другом театре, на эстраде, в еврейском театре. Потом был период, когда я работала только на телевидении. Вообще все в моей жизни складывалось очень непросто. И в профессиональном отношении все пришло гораздо позже, чем у других. Но это не важно. Есть люди, которые проживают свою жизнь красиво от начала и до конца. Они начинают сразу на вершине и потом так и идут. Но это единицы. И, как правило, у этой медали есть и другая сторона, например, отсутствие личной жизни. Моя профессиональная судьба начала активно развиваться во второй половине моей жизни физической. Но я счастлива. Потому что иначе я наделала бы много ошибок.

 — Но ведь любой актрисе важно состояться еще молоденькой?

 — По-разному. У меня все было неразрывно связано с тем, что происходило вокруг. Я стала востребованной потому, что в определенный отрезок времени понадобилось какое-то определенное качество, которое есть во мне. А раньше оно никому не было нужно. Но это только одна составляющая успеха. Вторая — труд, безумно тяжелый, до седьмого пота. Когда забываешь о себе, родных и близких. Только он может принести результат. Я в какой-то момент засучила рукава и, забыв себя, начала вкалывать. Сейчас за это расплачиваюсь здоровьем, но я кое-чего достигла. Труд — это не только профессия, но и работа над собой. Я, например, переживаю за своих коллег, которые мало смотрят спектакли и фильмы. Нужно постоянно следить за всем, что происходит вокруг. Самое страшное, если кто-нибудь скажет тебе однажды, что ты - пыльный мешок. Все остальное можно пережить.

 — Когда я увидела вас впервые, меня поразило ваше жизнелюбие?

 — Это от мамы, от бабушки. Я мир воспринимаю прежде всего со знаком плюс. Не говорю сразу «нет», я всегда скажу «да, давайте попробуем». При этом я очень нервная, взрывная, у меня сложный характер. Но я борюсь с этим. Мне и врач говорит: Марина, поберегите свою нервную систему, умейте отдыхать.

 — Расскажите о своих родителях.

 — Папа у меня дипломат. А мама была театральной актрисой. Она была талантливее меня. Такая Джульетта Мазина. Но ее актерская судьба, к сожалению, не сложилась. А отец, если продолжать аналогию, чем-то похож на Феллини. Мама была очень гордым человеком и не хотела, чтобы отец помогал ей. У нее был сложный характер. И там, где надо было подогнуться, она шла напропалую. Поэтому рано умерла. Два года, как ее нет с нами, и я это ощущаю с каждым днем все острее. Она во мне, потому что она мне передала талант любить жизнь. При том, что нам было очень непросто вместе. Она все время пыталась мною руководить, а мне это не нравилось. Дело еще и в том, что наши родители жили в то время, когда их «строили», навязывали им какие-то догмы. Они же, в свою очередь, «строили» детей. Нам постоянно твердили: нельзя, нельзя, нельзя. Ты себя неправильно ведешь, ты не то делаешь. Поэтому я так много разрешаю своей дочери. А самое большое счастье — быть полноценным свободным человеком…

 — А чем занимается ваша дочка?

 — Она заканчивает продюсерский факультет ГИТИСа. Начинает работать в МХТ, занимается фестивальной деятельностью театра. Она смотрит спектакли и отбирает их для зарубежных гастролей. Она очень любит театр, хорошо в нем разбирается. Боюсь, как бы ее не занесло со временем в режиссуру. Потому что женщина-режиссер — это неправильно.

 — А вы принимаете участие в судьбе дочери?

 — Дело в том, что она выросла в театре. Она когда-то поступала в юридическую академию, но расплакалась на вступительных экзаменах, признавшись, что ей это неинтересно и что она обожает театр и мечтает заниматься театральным делом. Потом она поступила в ГИТИС. И ей предложили эту работу в МХТ не потому, что она моя дочь, а потому, что она хороший специалист. И у нее всегда есть особый взгляд.

 — Такой яркой самодостаточной женщине, наверное, очень непросто было найти партнера в жизни, так как женщине обычно хочется, чтобы мужчина был еще сильнее?

 — Не совсем так. Сила в первую очередь — это ум, мудрость. Я благодарна Господу за нашу встречу с Толей. Он уникальный и очень талантливый. Он интеллигент, умница, утонченный человек. Он понимает психологию женщины. А счастье, известно, — это когда тебя понимают. Он очень добрый, ласковый и нежный. Вот сейчас он в Норвегии. Пошел по магазинам и выбирает нам с Настей подарки. Звонит и спрашивает, а какого цвета лучше взять, какой размер. А я девушка крупная. Говорю: меряй на себя — в плечах должно быть как раз. Такие вещи дорогого стоят? Наши женщины в основной своей массе не обласканы, а главное — не поняты. Очень много эгоизма вокруг. А я считаю, самое большое счастье — это дарить.

 — Я знаю, что в тяжелый для Анатолия Белого период простоя вы поддержали его, не дав разочароваться в профессии и в себе самом?

 — Я не считаю, что этот момент был для него тяжелым — это он так говорит. Он был молодым актером, только начинал. Он актер сложный. Не маска, не типаж, не мордочка. К нему должны были прийти — увидеть, почувствовать. Ему надо было себя показать. Он правильно сделал, что пошел к Анатолию Васильеву на мастер-классы во время театральной олимпиады. Там его увидел Кирилл Серебренников, предложил роль в «Полароидных снимках» — и пошло. Но он-то хотел, чтобы все было сегодня и сразу. Я ему говорила: «Толя, подожди, все придет». И верила в него. Я ведь тоже сидела в простое больше 10 лет. И ничего, сумела себя сохранить и дождалась работы. Но он такой человек, он не может находиться в бездействии. А сейчас у него все хорошо. Тьфу, тьфу, тьфу… Приходят роли, которые должны были прийти. Он может играть все — комика, лирика, трагедию, злодея, положительного героя.

 — Вы сейчас в театре репетируете Гертруду…

 — Сложная работа. Я очень устаю, очень переживаю. Но меня это наполняет таким светом. И ради этого можно пойти на многое. Я пока в начале пути и не знаю, к чему приду в конце. А наш режиссер Юра Бутусов — такой театральный крот, который глубоко копает. Это театр редкостной правды, удивительных переживаний. Для меня это новый этап в жизни. Да, это кровавое дело, но наша жизнь тоже кровавая. Про что сегодня ставить «Гамлета»? Ведь «Гамлет» — это всегда «про что-то». Сегодня вопрос «быть или не быть?» встал очень принципиально. Все попрано, все подавлено. И все-таки во всем этом прорастают какие-то цветы счастья, уголки рая. И есть люди, которые себя сохраняют.
Пресса
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001