ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Марина Голуб: «Классика не любит торопливых».

Мария Безрук, Труд, 3.10.2006
Ее обожают партнеры, друзья и ученики. Ее невозможно не любить. Умная, интеллигентная актриса Марина Голуб — душа труппы театра МХТ имени Чехова. Там же, кстати, служат ее муж, актер Анатолий Белый, и дочь Анастасия, театральный продюсер. Дружная мхатовская семья городской суете предпочитает дом за городом. Потому что восстанавливать силы лучше на природе, в окружении близких друзей-соседей. Здесь же состоялась и наша встреча. Меня удивляло, как Марина спокойна и как настроена на обстоятельный разговор. Ведь завтра у нее спектакль, где она с полной отдачей снова проживет жизнь королевы Гертруды.. Но она иначе не умеет. Ни играть, ни разговаривать с людьми.

- «Гамлет» стал одной из самых громких премьер прошлого сезона. Но отношение он вызвал неоднозначное.

 — Зритель этот спектакль принял. А вот критика действительно была. И очень горько, что некоторые вещи, которые я читала, просто нельзя было писать. Такое ощущение, что люди задаются единственной целью — обидеть, уничтожить. А ведь артисты должны продолжать жить, работать, а в такой ситуации это очень трудно — мы все очень эмоциональные, ранимые люди. Спектакль — это живой организм. Сегодня ты одна, завтра другая, сегодня ты веселая, а завтра не очень хорошо себя чувствуешь. У меня, например больные связки. Иногда они подсаживаются — и вот играешь на одном тембре и не можешь вырваться. А «Гамлета» тем более нельзя сыграть с первого раза. Его нельзя и смотреть один раз. Его надо смотреть в начале и в пути. Если играешь часто, то где-то на десятом спектакле появляется другое дыхание. А такая критика, с плеча, с одного захода…

- Сейчас в МХТе ведется капитальный ремонт. Из-за этого многие спектакли играются на чужих сценах. И мне кажется, что там они утрачивают свое обаяние и смотрятся иначе.

 — Конечно, дома и стены помогают. Когда спектакль ставится на определенной сцене, в определенной атмосфере, акустике, тембрах, актер привыкает к ним. А когда спектакль переносится на другие сцены — происходит некое отторжение. И тогда эту сцену надо завоевать. У нее есть душа, свои домовые, шорохи и шепоты. К ним надо привыкнуть. В своем театре есть родная гримерка, с любимым диванчиком, где ты настраиваешься на спектакль. А чужие гримерки пропитаны чужими запахами, чужой энергетикой. Поэтому работа на других сценах для актера — очень болезненный период.

- Кстати, я слышала, что у старшего поколения мхатовских актеров была традиция спать днем два часа, особенно в день спектакля.

 — Да, это правда. И я тоже придерживаюсь этой традиции. Если у меня утром была репетиция, а вечером спектакль, я обязательно сплю. Организм должен отдохнуть. Мы же рвем по живому, играем своими нервами, суставами, сердцами. Во сне организм восстанавливается. Поспишь, соберешь энергию, начинаешь гримироваться и - раз — что-то происходит. Ненавижу играть спектакль в день съемок, когда ты бежишь и у тебя час до начала. Это ужасно. Никогда не наедаюсь перед спектаклем. Ем за два-три часа до него. Потом могу выпить кофе с шоколадкой, чтобы взбодриться после сна, добавить адреналина в кровь. И на сцену.

- Что у вас сейчас происходит на телевидении?

 — Ничего. В «Утренней почте» сменили ведущих, в том числе и меня. И это правильно. Чему-то должен приходить конец, а что-то должно начинаться. Нельзя вечно эксплуатировать один и тот же образ. Но вообще я телевидение люблю и с удовольствием поработала бы еще в каком-нибудь проекте.

- А что смотрите сами?

 — «Культуру», старые фильмы. А вот всякого рода ситкомы не смотрю.

- В минувшем телесезоне на экраны вышло несколько сериалов, снятых по классическим литературным произведениям…

 — «Доктора Живаго» я посмотрела на DVD сразу целиком. У меня сложилось сложное впечатление. Наверное, книгу эту воспроизвести невозможно. Все эти описания мытарств, безумная душа… В фильме есть своя атмосфера, есть удачные актерские работы. Но не могу сказать о главных героях, что это абсолютное попадание. Скажем, у Олега Меньшикова есть блестящие сцены, а есть никакие. Наверное, это очень трудно прожить.

- По мнению критиков, большинство телевизионных экранизаций, за исключением «Идиота» и «В круге первом», не получились. Почему?

 — Для меня это абсолютно очевидная ситуация. Люди работают на сериалах в нереальном темпе. А этот материал надо репетировать. Это надо выстраивать, снимать медленно. Надо менять мизансцены, думать. Классика не любит торопливых. А когда ты работаешь в сериальном режиме, происходит размывание чего-то главного. Знаете, удивительная вещь. Когда мы смотрим старых актеров, создается впечатление, что нам показывают документальный фильм. Я не знаю, каким образом они создавали эту атмосферу, но ты забываешь о том, что это художественное произведение. А сейчас происходит так, что произведение само по себе — экранизация сама по себе. Актеры говорят очень современно, легко, просто. Бороды наклеили, букли наклеили — и шпарят. А ведь в этом материале очень важен даже тембр голоса. Но, с другой стороны, бояться — в лес не ходить…

- Вот и ваш муж, актер Анатолий Белый, тоже приступает к съемкам в сериале «Братья Карамазовы».

 — Да, и Толя, который будет играть Ивана, и его партнеры — Сережа Горобченко и Саша Голубев — все находятся в диком мандраже. И я их понимаю. Как к этому подойти, как говорить первые слова. Ведь Достоевский писал о человеческих муках, которые никуда не ушли.

- А вообще нужно ли делать сериальные экранизации классики? С неизбежными рекламными блоками? Спешкой при съемке?

 — Англичане это делают вполне успешно. «Сага о Форсайтах», например, великолепна. Как точно подобраны актеры, какие лица. И играют по-настоящему, на всю катушку. Там все звучит, каждая сережка, каждый кружавчик. Наслаждение! Значит, можно делать хорошие экранизации в телевизионном формате. Все зависит от того, какие задачи ты ставишь. Скажем, режиссер Алексей Герман, десятилетиями снимает каждый свой фильм. Он тебе может нравиться или не нравиться. Но ты смотришь — и тебя это потрясает. Потому что там в каждом кадре такая атмосфера! Где он берет эти лица?! Этих мальчиков и девочек, тетенек и дяденек? Слава богу, что есть люди, обладающие такой степенью внутренней свободы, образованности, интеллигентности, которая дает им право так существовать и так работать. Ведь сегодня у нас в большинстве случаев все делается быстренько, на скорую ручку, миллион мальчиков и девочек, ассистентов и ассистенток, и все знают, как надо, знают, кто медийный, а кто не медийный. А зритель ждет большого, умного, тонкого кино. И оно, к счастью, появляется. И получает достойную оценку. Примером тому — победа на «Кинотавре» фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву».

- Кстати, Кирилл Серебренников прежде снискал известность как мастер экспериментального театра, который многие тоже оценивают неоднозначно.

 — То, что театральные режиссеры стали активно снимать кино, — очень хорошо. В свое время этим блестяще занимался Марк Анатольевич Захаров. Но это могут себе позволить только очень мощные люди, которые не зациклены на одном только процессе. А Кирилл Серебренников берет как раз тот материал, который позволяет экспериментировать. Он мозжечком чувствует, как будет звучать слово и как это будет выглядеть со стороны. Наша публика не дура, но, к сожалению, она обезглавлена. Хотя если говорить об этом фильме, его уникальность заключается в том, что его могут смотреть люди любого круга. И хотя это в принципе не народное кино, его цитируют и художники, и таксисты. Потому что в нем есть некое ощущение времени. Это попытка рассказать о том, как рождается зло. Многих отпугивает мат в этой пьесе и этом фильме. Но когда Олег Павлович Табаков решил давать этот спектакль во МХТе, он прекрасно понимал, что более точно попасть сегодня с криком души в публику невозможно.

- Почему? Ведь раньше получалось. Когда я сегодня смотрю старые советские фильмы, меня поражает, что пятиминутная сцена, снятая одним планом, заставляет зрителя неотрывно смотреть на экран. Вроде бы ничего не происходит, и никаких экспериментов со словом или кадром…

 — Правильно. Такое ощущение возникает потому, что эти люди были монстрами. Они сквозь экран пробивали атмосферу, социум. Они жили в трудное время запретов. И во время долгой экранной беседы они говорили о таких болях! Мы только сейчас понимаем, как мало таких мощных людей. Хотя мне нравится нынешнее молодое поколение. И в искусстве появляются потрясающие ребята. Но личностей такого ранга, как прежде, — нет. Возможно, потому, что те актеры жили не зарабатыванием денег, а болями страны. Они творили в нелегкое время, пропуская через себя все социальные язвы. Сегодня это ушло.

- Сейчас очень много говорят об актерских гонорарах. В частности, многие ваши коллеги и продюсеры полагают, что слава разбаловала некоторых молодых актеров. И, если опытные артисты не подвержены внутренней эрозии, то у молодежи такие резкие скачки в цене за съемочный день отражаются и на самооценке, и на качестве игры.

 — Значит, те, с кем это происходит, — идиоты. Нет большей пошлости, чем получать большие деньги и не отвечать за это своей работой. Если тебе доверяют и платят хорошие деньги, ты должен выкладываться на все сто. А продюсеры должны очень четко понимать, кому и за что они платят. И, определяя стоимость съемочного дня, идти индивидуально от артиста. Если они видят, что артист хороший, работает умно, растет — надо поднимать ставку, поощрять его. А если ты видишь, что это фуфло, — не поднимай. Не надо баловать посредственность. Хотя я всегда за то, чтобы артисты получали хорошо. Но вот в Америке, на мой взгляд, происходит катастрофический перегиб в гонорарах. Но это такая страна: они не могут существовать иначе. Они это завоевали, это их путь. И мы можем говорить, ну да, мы же не в Голливуде, но надо себя уважать и понимать, что твоя ценность как актера определяется не только гонораром. А этого у нас кто-то сейчас не понимает. Сколько таких звезд и звездочек, которые взлетают, купаются в славе, требуют все больших денег, а потом гаснут! Для меня всегда на первом месте был материал, а не деньги. Поэтому я снимаюсь мало, выбираю. Но я лучше буду ждать…
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001