Имена

Любовь должна быть с кулаками

Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
«Черный принц» в «Пушке», конечно, грешит той нудной благопристойностью, которая обещает стать катастрофой нынешнего театрального сезона, — он длинноват, скучноват, исполнен на устаревшем, чересчур бытовом режиссерском языке, и страдает актерским разнобоем — от мерцающей психологичности Александра Феклистова до натурализма Веры Воронковой, истеричной монотонности Оксаны Мысиной и откровенной фальши Елены Новиковой. Тем не менее в «Черном принце» есть четкая сюжетная линия, а это достоинство в зрительских глазах, как правило, окупает любые недоделки.

Главный герой, неудачливый лондонский писатель Брэдли Пирсон, интеллигентный, безотказный, скромно застегнутый на все пуговицы своего черного пиджака человек с прощальным пухом на макушке. Формально Пирсон живет один, но у него огромная опека: сестра-психопатка, постоянно готовая к суициду; бывшая супруга, в которой сочетаются деланный американский акцент, тупая американская самонадеянность и не менее тупая американская добродетель; коллега по цеху, Арнольд Баффин, автор нескольких бестселлеров; жена Арнольда, Рейчел, стареющая нимфоманка, а также дочь Баффинов — Джулиана, двадцати лет от роду, чей экзамен по литературе грозит серьезными неприятностями, если только Пирсон не надиктует в пухлую студенческую тетрадку разные умные мысли о Принце Датском…

Что нужно Брэдли? Покой и сосредоточенность, немного пустого пространства и свободного времени. Тишины хочу, тишины…

Что получил Брэдли? Внезапную мучительную страсть к маленькой Джулиане.

Он пытался сохранить рассудок среди атакующих психопатов и погиб, как доктор Рагин в палате номер шесть. Его тянуло в маленький домик на взморье, где не будет ни одной живой души, кроме крылатой музы, а в итоге он сбежал туда с Джулианой, променяв писательские амбиции на умопомрачительный секс.

Брэдли держался до последнего. Все это здорово отыграно Феклистовым — растерянность, боль, косой затравленный взгляд, тяжелое пробуксовывание реплик. .. Как утопающий за соломинку, хватался Пирсон за йогу и дзэн-буддизм, чтобы возлюбить всякого ближнего, тем самым раздробив и измельчив свое чувство к Джулиане. Люди, не способные к страсти, обходятся простым товариществом и убеждают самих себя, что это и есть высшая стадия человеческих отношений. Однако Брэдли Пирсон нормальный человек. На шестом десятке он еще помнит, что нет иной любви, кроме как в постели. Брэдли ни к чему истеричные тетки с их проблемами, скрипящими, как соли в суставе. Ему нужна эта девочка, ее растрепанные волосы, гибкая фигурка, джинсы, ролики, велосипед, ее смелость, легкость, живой интерес к Шекспиру…

Джулиана готова предоставить Брэдли все свои сокровища в безвозмездное пользование. Она влюблена и упряма, и, может быть, лучшая сцена в «Черном принце» — это поединок на беговом тренажере, когда Феклистов из последних сил удирает, а девочка, Александра Урсуляк, нагоняет неминуемо и прыгает ему на шею, как ручная обезьянка… Джулиана — в сущности вторая Джульетта (кстати, в прошлогодней премьере Козака отчаянную барышню Капулетти играла именно Урсуляк). Во всяком случае ее родители категорически против столь возрастного Ромео. Счастье с белыми гребешками на заднике и воплями чаек из динамиков оказалось коротким, словно сон. Пришел человек и убил чайку, как сказано у русского классика. Джулиану обманули, любовь уничтожили, Пирсона подлейшим образом предали, и сгинул он ни за грош. Правда, написал все-таки свою Главную книгу, что вряд ли можно считать полноценным утешением. Еще Бабель доходчиво объяснил разницу между теми, кто скандалит на площадях, и теми, кто скандалит исключительно на бумаге, у кого на носу очки, а в душе осень…

Мораль, вынесенная из «Черного принца» лично мною, такова: любовь и доброта — две вещи несовместные. Если вам выпала любовь, выкиньте доброту на помойку и занимайтесь исключительно любовью. Иначе друзья, подруги, коллеги, соседи, дальние и близкие родственники, бывшие и нынешние жены разберут вас по кусочкам, растащат, как стервятники, прежде чем вы успеете хотя бы раз почувствовать себя счастливым. Освободите руки от тягостного хлама и крепко держитесь за свою любовь. Все остальное не имеет значения. 

Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001