ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Сто лет мы вереницей идем за синей птицей

Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
Ровно сто лет назад Станиславский решил показать на сцене то, что показать невозможно: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы, царство будущего и многое другое. Так появился спектакль «Синяя птица» (по сказке Метерлинка), который буквально состоял из удивительных трюков. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Ничего подобного русская публика прежде не видела. Все было сделано с революционным новаторством, свойственным Художественному театру тех лет. После 150 репетиций этот спектакль впервые был сыгран 30 сентября 1908 года и идет во МХАТе по сей день. Такого старожила нет ни в одном театре мира.

«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое»


С первых дней репетиций Станиславский заявил, что ставит экспериментальный спектакль, который не будет похож ни на одну феерию. К феериям тех лет у Константина Сергеевича было много претензий. «В каждой из них стены принимают фантастические контуры, но публика отлично знает, что это делается транспарантом и тюлями, — говорил он на собрании труппы в 1908 году. — Мы сотни раз видали превращение Фауста и знаем, что с него сдергивают костюм из дыры пола. Транспарантные залы с бегающими детьми нам надоели. Что может быть ужаснее театрального ребенка-статиста?»

И все же Константину Сергеевичу предстояло поставить спектакль, в котором главными героями будут дети — мальчик и девочка Тильтиль и Митиль. Они просыпаются в рождественскую ночь и видят в богатом доме напротив празднество. Так начинается эта сказка?

В ту же минуту слышится стук в дверь, и на пороге появляется кривая старуха в зеленом платье и красном чепце. Это Фея Берилюна. Ее раздражает, что дети не знают очевидных вещей. И велит им отправиться на поиски Синей птицы. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит она, протягивая Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в принцессу. Появляются души часов, души караваев. Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это душа воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая душа молока.

«Артисты подшучивали над нами»

Рукопись неизданной «Синей птицы» появилась в распоряжении Художественного театра еще в 1906 году, однако только два года спустя — к 10-летию театра — Станиславский подготовил ее постановку, насытив тысячами режиссерских хитростей.

Например, в первом действии над очагом появляются белые светящиеся тарелки. Они танцуют, а затем исчезают так же внезапно, как и появились. Трюки с тарелками проделывают артисты, которых зрители не видят. Они исполняют роли «черных людей», как называл их Станиславский. Черный человек одет с ног до головы в костюм из черного бархата. На голове у него бархатный капюшон с вырезом для глаз, на руках — перчатки, на ногах такие же туфли. Действуя на фоне черного бархата, он остается невидим для других. 

С помощью бархата Станиславскому удалось передать и ужасы ночи: эпизод, в котором призраки скачут по сцене. Это черные люди выбегают с длинными шестами в руках. К верхней части шеста прикреплена страшная голова. Оригинально был сделан танец звездочек. Артистки танцуют в черных бархатных платьях, но на голове у них колпачок, от которого расходятся узкие светящиеся ленты: зрители видят только свет лент.

Несмотря на сказочность сюжета, Станиславский создал на сцене удивительно правдоподобный мир. Беззастенчивым был вероломный Кот (Иван Москвин), простодушен верный Пес (Василий Лужский). Рыхлым характером отличался Хлеб (Владимир Грибунин). Ломким и ненадежным оказался Сахар (Аполлон Горев). Мальчик Тильтиль (Софья Халютина) отличался геройским характером, а его сестра Митиль (Алиса Коонен) — напротив, была ребенком, который по-женски чувствует все опасности.

За сто лет исполнительский состав спектакля десятки раз менялся. Но всегда в нем играли ведущие артисты театра.

 — В тридцатые годы роль Феи исполняла Лидия Коренева, — вспоминает старейшая актриса МХТ имени Чехова Кира Головко. — В одной из сцен, мы, участники спектакля, должны были в темноте выносить ее из-за кулис на середину сцены. Но Лидия Михайловна, если ей что не нравилось, могла в темноте толкнуть или ущипнуть артиста. Помню, как однажды мы решили ей отомстить и вынесли совсем не туда, куда нужно. Когда вспыхнул свет, Коренева поняла, что находится по другую сторону декораций. С тех пор она не щипалась?

Памятным спектакль оказался и для Алексея Баталова, который в начале 1950-х годов, будучи студентом, играл одного из «черных людей».

 — Через этот спектакль прошли все поколения МХАТа, — говорит он. — Для меня и остальных студентов он ассоциировался, как правило, с картиной «Ночь». В полной темноте над сценой летали духи. Чтобы их изобразить, мы в черных костюмах ходили по сцене и размахивали шестами, к которым были прикреплены головы и одежды? Эта ситуация была идеальной для розыгрышей. Помню, как старшие артисты говорили нам, как нужно смотреть в зал и какие жесты делать. И мы ведь старались! Но только позже я понял, что это они подшучивают над нами, поскольку из зрительного зала «черных людей» никто не видит. 

Как Станиславский промок под дождем

Музыку к спектаклю писал замечательный композитор Илья Сац. Ее звуки должны были напоминать то полыхающий огонь, то бурлящее молоко, то полет птицы? Особенно сложно сочинялась музыка к первой картине, где вода начинает течь из крана. Когда Сац исполнил свое сочинение, Станиславский сказал: «Илья, сейчас на улице идет дождь. Давайте выйдем на крышу, послушаем, как он стучит». И два театральных деятеля помчались на крышу: они промокли до нитки, прислушиваясь к барабанящим каплям. Отзвуки того дождя мхатовские зрители слышат по сей день.

На протяжении спектакля Тильтиль и Митиль, попадая в разные приключения, познают истину окружающего мира. Они идут к ней напролом, борясь со слугами Ночи (мракобесием, болезнями, войнами), учась выручать друг друга в беде, понимать природу, слышать зверей и людей. Спектакль надолго укоренился в репертуаре театра (после раскола МХАТа в 1986 году спектакль оказался в репертуаре МХАТа имени Горького).

Пресса
Купеческий сын. От Алексеева к Станиславскому, Татьяна Басова, Super Стиль, 14.10.2016
Великий и неповторимый Станиславский, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести ФМ», 14.05.2016
Пешком… Москва Станиславского, телеканал «Культура», 25.11.2015
«Неизвестный К. С.», Виктор Борзенко, Новые известия, 27.04.2015
К. С. , который перевернул мир, Григорий Заславский, Независимая газета, 18.12.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
В Москве открылся памятник Станиславскому и Немеровичу-Данченко, видеосюжет Общественного Телевидения России, 3.09.2014
Театральный бог любит троицу: МХТ открыл памятник своим основателям, Мария Раевская, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014
Бесконечные поиски «что дальше?», журнал «Станиславский», 11.04.2014
5 творческих ипостасей Константина Станиславского, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.01.2014
Хроника юбилейных дней Станиславского, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена, 26.01.2013
Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Конференция «Станиславский и мировой театр», видеосюжет телеканала «Культура», 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбилей Станиславского: в биографии гения до сих пор много белых пятен, Зинаида Курбатова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
.Всеобъемлющая система Станиславского, Катерина Архарова, Русская служба BBC, 20.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
«Брат звал в МХАТ», Анна Чужкова, Культура, 18.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Поверим?, Ирина Корнеева, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский искал ключ к подсознанию, Любовь Ермакова, Pravda.ru, 17.01.2013
Великий реформатор сцены, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 17.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
На Новодевичьем кладбище почтили память Станиславского, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Человек-система, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
В Москве откроют памятник Станиславскому, телеканал «Культура», 11.10.2012
Станиславский — в космосе, Музей им. А. А. Бахрушина, 15.07.2012
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
Демиурги подмостков, Меценат и Мир