ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  25 декабря
Театральная премия «Чайка»
Сегодня вечером на сцене Московского Художественного театра состоялась 12-я церемония вручения театральной премии «Чайка».

Среди лауреатов — творческий состав спектакля Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» в целом (номинация «Синхронное плавание») и исполнитель главной роли в этом спектакле — Анатолий Белый — в частности (номинация «Маска Зорро»).

Также на премию номинировались актёры МХТ Алексей Кравченко (спектакль «Человек-подушка», номинация «Ослепительный миг»), Юрий Чурсин и Сергей Сосновский (спектакль «Человек-подушка», номинация «Двойной удар»).

Мы поздравляем наших лауреатов и номинантов с заслуженным признанием и желаем им новых интересных работ и обязательного успеха!
>  24 декабря
Умер Игорь Васильев…
Московский Художественный театр с глубочайшим прискорбием извещает о том, что вечером 23 декабря скоропостижно ушёл из жизни Народный артист России Игорь Васильев.

Игорь Алексеевич Васильев родился 28 мая 1938 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1961 году и до 1964 года работал в Художественном театре. После нескольких последующих лет, проведённых в «Современнике» (роли: Генрих в «Голом короле», Кристиан в «Сирано де Бержераке»), вернулся во МХАТ в 1970 году. Известность пришла к Васильеву с ролью Чанса Уэйна в «Сладкоголосой птице юности», где он был партнёром А. И. Степановой — принцессы Космополис. Среди его ролей — канатоходец Тибул («Три толстяка»), американский солдат («Бронепоезд 14-69»), Дантес («Последние дни»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Гусев («Валентин и Валентина»), Мозгляков («Дядюшкин сон»), Зилов («Утиная охота», 1982), Юрик («Перламутровая Зинаида»), Понтий Пилат («Бал при свечах»), Саша («Московский хор»), Лестер («Мария Стюарт»), Басманов («Борис Годунов»), Свидригайлов («Преступление и наказание»), Обертон («Сон в летнюю ночь»), Неизвестный («Маскарад»), Иосиф II («Амадей»), Баскин («Новый американец»), Его Превосходительство («Учитель словесности»). Последней его работой стала роль Али в спектакле «Тутиш», премьера которого состоялась в октябре этого года.

В послужном списке Игоря Алексеевича около тридцати ролей в кино, в том числе в таких фильмах как «Строится мост»,"Вариант «Омега», «Единственная дорога», «Трактир на Пятницкой», «Завещание профессора Доуэля», «Бабий Яр».



Прощание с Игорем Васильевым состоится 26 декабря в 11 ч. 30 мин.  в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова (Камергерский пер., 3).
В 13.00 — отпевание в Храме Воскресения Славущего (Брюсов пер., 15).
Похороны состоятся на Троекуровском кладбище.
>  13 декабря
Юбилей Анатолия Смелянского
Сегодня исполняется 65 лет Анатолию Мироновичу Смелянскому — выдающемуся историку и исследователю театра, педагогу, автору многих книг, статей и телепрограмм, посвященных театральному искусству.

В 1975 году Анатолий Миронович был приглашён из Горького в Москву заведовать литературной частью Центрального театра Советской Армии, а с 1980 года судьба неразрывно связала его с Художественным театром, где он работал завлитом, затем — заместителем художественного руководителя. С 1987 года — проректор Школы-студии МХАТ по научной работе, с 2000 года — ректор.

Анатолий Миронович — редкий представитель цеха истинных театроведов. Главным свидетельством его таланта является способность любить предмет. Это не сымитируешь, не изобразишь и, даже при наличии ученой степени, никого не введешь в заблуждение — ничего не получится, если нет этих слез восторга, когда вы смотрите на сцену и видите эманацию чужого таланта. Смелянский любит театр. А став ректором Школы-студии, и ее полюбил всецело, научившись разбираться в делах хозяйственных и ремонтных.
Как нормальный человек, зритель и обыватель, я смотрю только два телеканала — «Культуру» и «Спорт». На канале «Культура» Анатолий Миронович занимает свое совершенно особое место, да и на всем нашем телевидении вряд ли найдется еще хоть одна фигура, настолько заинтересованная поиском закономерностей движения и развития театрального процесса. И у него получается находить эти закономерности, потому что он не послушно бредет за высказанными словами, а, как хороший актер в хорошем спектакле, знает свою сверхзадачу.

Олег Табаков
>  12 декабря
Юбилейный вечер Освальда Заградника
14 декабря на Малой сцене Московского Художественного театра состоится юбилейный вечер Освальда Заградника — словацкого драматурга, автора легендарной пьесы «Соло для часов с боем».

Освальд Заградник родился в 1932 году. Закончив в 1957 г. Карлов университет в Праге, где изучал философию и психологию, работал методистом в пражском концертном агентстве, затем — режиссером Чехословацкого радио в словацком городе Банска Бистрица. В 1967 г. дебютировал радиопьесой о нравственных переживаниях современников — «Святость невинности». В 1972 г. на сцене Словацкого национального театра состоялась премьера психологической драмы О. Заградника «Соло для часов с боем», в 1977 г. — «Сонатины для павлина». Всего О. Заградник написал более двадцати пьес, среди которых «Прелюдия в миноре» (1984), “Post scriptum” (1985), «Имя для Михаила» (1985), «Полуостров Рождества» (1986), «Долетим до Милана» (1996), «Плата за ошибку» (1998). В 1987-1990 гг. Заградник возглавлял Союз театральных деятелей Словакии в настоящее время он продолжает писать пьесы об обыкновенных людях и их совершенно обыденной ненужности никому.

Мхатовский спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен Олегом Ефремовым в 1973 году. На сцену вышли «старики», представители легендарного «второго поколения» МХАТ: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Виктор Станицын. И с ними двое из нового поколения — Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.
Сюжет был прост — четверо старых мужчин решили устроить праздник для своей «королевы». То ли в честь именин, а может и просто так. Праздник в том, что они воскрешают ценности нормальных, но, увы, забываемых человеческих отношений. Например, отношения мужчины к женщине или манеры общения между собой. Все они как будто участвуют в конкурсе на звание джентльмена, а их «королева» пани Конти — верх изящества и такта — полна любви к каждому. Молодым же всё это представляется стариковскими чудачествами — поэзию человеческих отношений им ещё наживать и наживать…
Спектакль оказался чем-то большим, нежели очередная премьера. Пятеро уже легендарных мастеров показали такой уровень сценического общения, которого театральная Москва давно уже не видела, не чувствовала, которое, казалось бы, исчезло. Спектакль не только никуда не спешил, ничего не навязывал, он заставлял слушать себя, как слушают эхо… Публика замирала, а после — неистовствовала в восторге. На премьерном спектакле артистов вызывали на поклоны восемнадцать раз.

14 декабря Освальда Заградника поздравят с 75-летием представители Художественного театра и театральной Москвы, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль) представит отрывок из своего спектакля «Соло для часов с боем».
>  9 декабря
Михаил Трухин в «Утиной охоте»
19 декабря Михаил Трухин впервые выйдет на сцену в роли Саяпина в спектакле «Утиная охота».
>  8 декабря
Юбилей Марины Голуб
Московский Художественный театр поздравляет с юбилеем Марину Голуб — заслуженную артистку России, выпускницу мхатовской Школы, яркую, эмоциональную, самобытную, умеющую сочетать эксцентрику и красочность формы с подлинным драматизмом содержания, поиском живых и сложных характеров своих персонажей.
Мы желаем Марине Григорьевне счастья, новых — как можно более разноплановых — ролей и то, что она сама прекрасно умеет вселять в души зрителей и коллег — оптимизма и радости.

9 декабря МХТ отметит юбилей Марины Голуб спектаклем «Гамлет».