Чайка
МХТ
>  28 марта
150 лет со дня рождения Максима Горького


28 марта исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга, теоретика социалистического реализма, одного из главных авторов Московского Художественного театра – Максима Горького.

Именно для МХТ – с подачи и под влиянием А. П. Чехова – Горьким были написаны первые пьесы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мировой драматургии. Более 30 лет длились его непростые отношения с Художественным театром, почти шесть десятилетий МХАТ СССР носил его имя (МХАТ п/р Т. В. Дорониной носит его и поныне). Взаимоотношениям М. Горького и театра посвящена постановка Виктора Рыжакова по документальной пьесе Михаила Дурненкова «Солнце всходит», которая состоится сегодня на Основной сцене МХТ. Прямую онлайн-трансляцию спектакля покажет телеканал «Культура» (начало в 19:00), телевизионная версия постановки выйдет в эфир 31 марта в 22:00.
>  27 марта
28 марта — день траура в России
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова выражает сострадание и сочувствие жителям города Кемерово, жителям всей России в связи с катастрофой национального масштаба, которую невозможно ни понять, ни осмыслить.

Завтра, 28 марта, в день Национального траура, в нашем репертуаре стоит Вечер памяти Максима Горького — в этот день весь мир отмечает 150 лет со дня рождения великого писателя. Мы готовились к этому событию целый год, на сцене будет практически вся труппа МХТ. 

Мы приняли тяжелое, непростое решение не отменять завтрашний спектакль из уважения к памяти человека, внесшего огромный вклад в российскую культуру и в историю Московского Художественного театра. Интонация этого вечера — едва ли не траурная, это будет спектакль о трагической фигуре художника, пережившего тяжелые, суровые, неоднозначные годы становления новой России. Спектакль, в котором можно углядеть важные параллели с днем сегодняшним. 

Перед началом спектакля в память о погибших будет объявлена минута молчания. 

Мы хотели бы объединить зрителей в этот день глубоким размышлением о прошлом, настоящем и будущем нашей страны. Нам всем сегодня очень хочется быть вместе, рядом, не оставаться в одиночестве со своими мыслями.
>  27 марта
Трагедия в Кемерово
Московский Художественный театр потрясён трагедией, произошедшей в Кемерово 25 марта. С этим городом нас связывает множество дружеских связей, мы неоднократно бывали там на гастролях (зачастую они по давней доброй традиции были приурочены ко Дню шахтёра), и сегодня мы, как и вся страна, разделяем горе кемеровчан, эту немыслимую всенародную боль. Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня», от всего сердца желаем скорейшего выздоровления пострадавшим!
>  27 марта
Алла Покровская — лауреат премии «Золотая маска»
27 марта, в Международный День театра, в Белом фойе Исторической сцены Большого театра состоялось вручение Национальной театральной премии «Золотая маска» в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Церемония началась с минуты молчания в память о жертвах трагедии в Кемерово. Также минутой молчания собравшиеся почтили память художественного руководителя МХТ Олега Павловича Табакова.
Среди удостоенных премии – актриса Художественного театра, профессор Школы-студии МХАТ, народная артистка России Алла Борисовна Покровская. Получая награду, она поблагодарила жюри «Золотой маски» и добавила: «И спасибо Олегу Табакову, царствие ему небесное, и Кириллу Серебренникову, которые сделали последние 20 лет моей жизни счастливыми».
>  24 марта
Отмена спектакля «Шинель» 26 марта
Уважаемые зрители!
Спектакль «Шинель», назначенный на 26 марта на Новой сцене, отменяется в связи с болезнью артиста. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 30 марта включительно. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  24 марта
Новые исполнители
21 марта роль Яши в спектакле «Вишнёвый сад» впервые исполнил Артём Волобуев.

25 марта в спектакле «С любимыми не расставайтесь» роли Женщины и Судьи впервые исполнит Юлия Чебакова, роль Козлова – Владимир Любимцев.
>  20 марта
«Солнце всходит». Вечер к 150-летию Максима Горького


28 марта 2018 года в 19.00 Московский Художественный театр имени А. П. Чехова представит на Основной сцене масштабный спектакль о жизни и творчестве Алексея Максимовича Горького «Солнце всходит» — в день, когда будет отмечаться 150 лет со дня рождения писателя. Красная нить постановки – история многолетних взаимоотношений Художественного театра в 1900-1930-е годы с писателем Горьким. МХТ имеет большой опыт создания таких юбилейных мероприятий – Художественный театр ставил спектакли и вечера о К. С. Станиславском, А. П. Чехове, Вл. И. Немировиче-Данченко.

Пьеса, легшая в основу постановки, состоит только из документов, в ней нет ни одного придуманного или сочиненного слова – это отрывки воспоминаний, писем, официальных документов, статей и проч., которые рассказывают о Горьком, различных аспектах его деятельности, вступают в конфликт друг с другом, уточняют, свидетельствуют. Постановка затронет все грани жизни и творчества М. Горького, где отношения с МХТ и его создателями станет красной нитью, ведь именно опыт работы К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с современной драматургией рождает Горького как драматурга. Горький-драматург – сегодня наиболее востребован в новейшей культуре, его пьесы не сходят с афиш мировых театров.

Над постановкой работают режиссер Виктор Рыжаков и художник-сценограф Николай Симонов, автор пьесы – Михаил Дурненков. В спектакле с большим числом действующих лиц (людей культуры в эпохе Горького) участвуют как артисты труппы Художественного театра, так и приглашенные. В главных ролях: Ксения Раппопорт, Игорь Гордин, Игорь Верник, Анатолий Белый, Марина Зудина, Андрей Бурковский, Дмитрий Брусникин, Максим Матвеев, Станислав Любшин и многие другие. 

Год М. Горького в МХТ начался в прошлом сезоне: в Художественном театре прошла горьковская режиссерская лаборатория, в результате которой репертуар обогатился спектаклем «Мальва» (режиссер Данил Чащин). Молодыми режиссерами были поставлены 3 эскиза по текстам Горького «Карамора», «Исповедь» и «Мальва», а крупнейшие филологи и культурологи прочли публичные лекции о Горьком и его эпохе.

Также с 1 января по 31 декабря 2018 года каждый день блоги МХТ в социальных сетях публикуют выдержки из летописи жизни и творчества Максима Горького (издание 1958-1960 гг.) — таким образом, читатели блога точно так же, как и МХТ, проживают 2018 год вместе с Горьким. 

Приобрести билеты на вечер «Солнце всходит» можно в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов — от 250 до 5000 р.
>  19 марта
«Ошибка Мецената». Режиссёрская лаборатория «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в рамках режиссёрской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)» представляет эскиз спектакля «Ошибка Мецената» по роману Аркадия Аверченко «Шутка Мецената».

Показы состоятся 23 и 24 марта на Новой сцене МХТ. Начало в 15:00.

Режиссёр Ольга Левковская
Играют: Александр Ливанов, Георгий Ковалёв, Артём Панчик, Владимир Панчик, Ульяна Глушкова, Мария Зорина

Ольга Левковская: «Когда люди жаждут резких перемен — это по-своему прекрасно. Весьма эффектно выглядит со стороны и любая революция, особенно когда летят головы тех, кто наверху. Но любая революция сначала пожирает своих отцов, а потом принимается за детей. Ведь все взрослые сначала были детьми. Только мало кто из них об этом помнит. В итоге современное общество — это погоня за безумными целями безумных людей, среди которых, впрочем, встречаются в качестве несчастных экземпляров люди здравомыслящие. .. Человек прекрасен, это такое же животное, его необходимо защищать от него самого. Он ищет для себя уютную безопасную норку с маленькой личной лампочкой. Часто, чтобы тебя понимали, приходится учить иностранные языки. В том числе язык комиксов, которым вполне владеют современные молодые люди».

Стать зрителем показов можно, прислав запрос на адрес zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  19 марта
Отмена спектакля «Весы» 20 марта
Уважаемые зрители!
Спектакль «Весы», назначенный на 20 марта на Малой сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 24 марта включительно. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  17 марта
Память места. Речь Анатолия Смелянского памяти Олега Табакова
Анатолий Смелянский
Память места
(Памяти Олега Табакова, речь на панихиде 15.03.2018)



Кажется, в мае 2000 года, когда прощались с Олегом Ефремовым, я стоял на этой сцене и даже на этом же самом месте. Тогда Олег-младший готовился принять Художественный театр, фонтанировал предложениями, собирал команду. Теперь и он вслед за Олегом-старшим присоединился к большинству. При всём художественном родстве этих двух Олегов они вели театр по-разному, и дело понимали по-разному. Эпоха двух Олегов длилась без малого полвека. Можно подвести сегодня предварительные итоги.

Они оба играли Мольера на этих подмостках – в первом спектакле Олег-старший был Мольером, а Лёлик — Бутоном, тушильщиком свечей, его слугой. Потом Лёлик стал Мольером и худруком МХАТа. Роль Мольера не считал своей, он по амплуа Бутон, конечно. За восемнадцать лет он приобрел в МХТ огромный решающий опыт, который, мне кажется, важен для любого следующего Мольера, который придёт ему на смену. В эти восемнадцать лет он внятно осознал, что значит вести в России отчасти независимый и относительно свободный Художественный театр (без буквы А).

Старший Олег расписывался в верности Станиславскому в студенческие годы кровью, был погружен в методологические споры его актёрской юности. Ненавидел термин «переживание», придумал свой – «проживание». Лёлик любой схоластики боялся: как бы она не задушила «весёленькое» (его словечко) актёрское дело. Он принципиально не стал ставить в МХТ спектакли, именовал себя исключительно «кризисным менеджером». Все эти годы ориентировался на актёров, способных собрать зал. Ошибался. Примеривался. «Гамлет в остром соусе», был у нас такой спектакль… Табаков закрыл его с новой для МХАТ формулировкой: «за деньги это показывать нельзя». Учился капитализму. Сам закрыл в МХТ больше спектаклей, чем вся советская власть.

Отбирая режиссуру и актёров, не боялся конкуренции, принцип был один – взять талантливого человека, не холопа, не исполнителя, а человека, который мог бы дать художественный припёк. Ошибался жестоко, расстраивался – и шёл вперёд. Ни одного талантливого человека не предал или, как у нас теперь говорят, не сдал. Не потому что храбрый, не потому что за спиной президент. Твёрдо ощущал себя первым в своей актёрской профессии, это придавало ему устойчивость. За спиной ощущал какую-то свою Россию. 

Старший Олег играл в фильме Столпера капитана, и на вопрос «Как фамилия?» тот отвечал: «На моей фамилии вся Россия держится. Иванов моя фамилия». Его родина – место, арбатские переулки. У младшего Олега время — родина и время – место: Волга, Саратов, а также наше всероссийское Простоквашино.

Полагал себя характерным актёром, на вопрос, не обидно ли ему, что Смоктуновского все вспоминают Гамлетом, а тебя будут вспоминать хитрым котярой Матроскиным, сразу же возражал: «Нет, не обидно. Я ведь никогда не хотел играть Гамлета или Чацкого, только Полония или Фамусова».

От своего учителя Топоркова шло понимание характерного артиста как высшего актёрского звания. Беспрерывно внушал нынешним мхатовцам топорковские расценки: первые деньги надо платить героине, потому как её все хотят. Вторые – комику, но не просто комику, а с каскадом (и показывал губы Топоркова в виде двух шпрот). Он и стал таким комиком с каскадом. Познал на интонационном уровне психологию людей в нашем необъятном и вечном Простоквашине.

Вёл театр под свою ответственность: знал на своем опыте советское прошлое Художественного театра и вырывался из этого прошлого. Был первым, кто встал рядом с Ефремовым в дни раскола МХАТ СССР, – для обоих Олегов тот МХАТ был и гордостью и тайным стыдом: при обилии великих артистов это был театр, задушенный годами сталинщины, а потом коллективного и безликого руководства.

Идею вертикали власти воспринял позитивно: «в большом театре как в большой стране». Уничтожил в МХТ все мнимые советские представительские функции — ни худсовета, ни обсуждаловки. «Артист должен говорить только на сцене». Любил показывать, как лётчик в войну брал на себя бой и помахивал крыльями, чтобы все остальные боевые товарищи ориентировались на него. Для наглядности сам помахивал руками, чтобы сравнение вошло в память.

Талантливых людей обласкивал, дарил ювелирные изделия. С давних времен «Современника» помнил, что талант — единственная новость, которая всегда нова. Никого не сдал – потому как не играл с властью в карты по поводу своей профессии: за ним стояли самые талантливые режиссёры России. Это шире надо понимать: сознательно, а часто интуитивно, повинуясь своему звериному инстинкту, он создавал и поддерживал баланс художественных сил в главном театре страны. Это было важно для МХТ, и для Москвы, и для всей театральной России. 

Он был человеком успеха (и в этом тоже напоминал Немировича). «В поисках радости» – название пьесы Виктора Розова и прелюдия ко всей его актёрской судьбе. Радости в последние годы было у него все меньше и меньше. Идущая снизу, и сбоку, и сверху мутная волна готова была не раз поглотить его. Подкладывали под стену театра голову свиньи, выпрыгивали на сцену, дрались с актёрами. Ревнители скреп даже в день отпевания грозились отлучить тех, кто решится отпеть нечестивца-лицедея. Когда это движение только начиналось, он сказал мне тихо, даже шепнул с некоторым удивлением: «Толяша, против меня выступает чёрная сотня». Он впервые почувствовал, что это зловещее словосочетание имеет отношение к нему.

Дело в суде называлось так: «Художественный театр против „Божьей воли“. А я вспомнил Константина Сергеевича, который в сходной с нынешней ситуацией годы сформулировал цель Художественного театра: „Не быть ни революционным, ни черносотенным“. Ничего более сложного в России, кажется, нет. Это та самая балансировка, на которую во многом была истрачена жизнь „кризисного менеджера“ Олега Табакова.

Немирович был для него во многих отношениях примером. В одной трудной ситуации он попросил меня подыскать какой-нибудь текст, как Немирович-Данченко формировал репертуар в старом Художественном театре. Мы в Школе-студии с Инной Соловьевой выпустили незадолго до того четырёхтомник Немировича, и я поисках нужного текста тут же наткнулся на нужный документ. Это лето 1917-го. „Кризисный менеджер“ того МХТ, кадет со стажем, перебирает все конкурирующие партии, их шансы на победу, понимает, что страна летит в пропасть, но всё же набрасывает план сезона. С чем начинаем сезон 1917-1918 годов, то есть с чем выходим к стране? И задает вопрос своему собеседнику и всем нам: „Выйти со знаменем или на манер шакалов?“ Олег не всегда выходил со знаменем. Больше скажу, не любил выходить со знаменем, он ведь проживал жизнь в другом амплуа. Но на манер шакалов не выходил никогда. В искусстве, в театре, в своем деле.

К его 75-летием мы сделали с ним пять серий для канала „Культура“ „Олег Табаков. В поисках радости“ — так это называлось. Тогда в 2010-м я предложил ему „прощалку“ в духе Владимира Познера. Он должен был предстать не перед Всевышним (Олег не был воцерковлённым), а перед старшим Олегом, Женей Евстигнеевым, Кешей Смоктуновским, Олегом Борисовым, перед самыми важными людьми его жизни. „Что ты там скажешь, чем оправдаешься?“ Он улыбнулся фирменной лукавой улыбой лицедея и в одно касание спрессовал в несколько глаголов совершенного вида всю свою долгую жизнь.

Вот эти глаголы:

ПОДДЕРЖИВАЛ,
ПОМОГАЛ,
ВЫРУЧАЛ,
ХОРОНИЛ,
ДОСТАВАЛ,
ДЕЛИЛСЯ. 


Кажется, в этих глаголах можно почувствовать тайную жизнь того человека, которого мы провожаем сейчас в последний путь.
Прощай, Олег.
И прости.
>  16 марта
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
В репертуаре на март произошли изменения. 

Спектакль «Мушкетёры. Сага. Часть первая», назначенный на 24 марта на Основной сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 28 марта включительно. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

24 марта на Основной сцене состоится спектакль «Идеальный муж. Комедия».

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  12 марта
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
С 12 по 15 марта в МХТ объявляется траур в связи с кончиной художественного руководителя театра Олега Павловича Табакова. Спектакли, которые должны были состояться в эти дни, отменяются:

12 марта — «Светлый путь. 19.17», «Телефон доверия»
13 марта — «Карамазовы», «Осада», «Мальва»
14 марта — «Мужья и жёны», «Моя дорогая Матильда»
15 марта — «Идеальный муж. Комедия», «Пьяные», «В. Ж.»

Билеты подлежат возврату и принимаются в кассах театра в течение 5 календарных дней с даты отмененного спектакля. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата. Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  12 марта
Ушёл из жизни Олег Табаков


Московский Художественный театр с прискорбием сообщает, что 12 марта после тяжёлой продолжительной болезни ушёл из жизни великий русский артист, педагог и режиссёр, один из создателей театра «Современник», основатель Московского театра п/р О. Табакова и Московской театральной школы, художественный руководитель МХТ Олег Павлович Табаков.

Прощание будет проходить в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова 15 марта с 9 до 13 ч. Похороны состоятся в тот же день на Новодевичьем кладбище.
Вниманию представителей СМИ: аккредитация закрыта!

С 12 по 15 марта в МХТ объявляется траур. Спектакли, которые должны были состояться в эти дни, отменяются. Информацию о возврате билетов можно получить по телефонам +7 495 646‑3‑646 и +7 495 692‑67‑48.
>  11 марта
День рождения Киры Головко


11 марта — день рождения народной артистки РСФСР Киры Николаевны Головко (1919-2017), до недавнего времени — старейшей актрисы Московского Художественного театра.

В 1937 году, не имея профессионального образования, юная Кира прошла конкурс и была принята в труппу МХАТ — единственная из 637 претенденток. С тех пор её судьба была неразрывно связана с Художественным театром. Пять лет она работала при Вл. Немировиче-Данченко, играла Ольгу в его «Трёх сестрах». Училась у М. Лилиной, играла с Н. Хмелёвым, И. Москвиным, В. Качаловым, А. Грибовым, А. Тарасовой, А. Степановой, дружила с О. Андровской и С. Пилявской, переписывалась с О. Книппер-Чеховой. Позднее в Школе-студии МХАТ обучала актёрскому мастерству Е. Киндинова, Н. Караченцова, М. Голуб, А. Гуськова, И. Золотовицкого, М. Ефремова…
Её строгая красота и безупречность воспитания были органичны и естественны в ролях классического репертуара — «Последние дни» (Натали Пушкина), «Царь Фёдор Иоаннович» (Княжна Мстиславская), «Анна Каренина» (Долли), «Мария Стюарт» (Мария Стюарт). Событиями становились её роли в спектаклях «Лес» (Аксюша, 1948), «На дне» (Наташа), «Горячее сердце» (Параша), «Последняя жертва» (Юлия Тугина), «На всякого мудреца довольно простоты» (Турусина), «Тартюф» (госпожа Пернель), «Московский хор» (Дора Абрамовна). В последнее своё десятилетие в театре Кира Головко играла в спектаклях «Татуированная роза» (Ассунта), «Учитель словесности» (Коковкина), «Кошки-мышки» (Аделаида Брукнер) и «Лес» (Милонова, 2004).
Актриса, принятая в театр его основателями, ушла из жизни совсем недавно — в августе 2017 года. По иронии судьбы юбилейные даты Кире Николаевне всегда приходилось отмечать дважды — она родилась в 1919 году, а в документах значился 1918-й (её мама исправила год рождения в метрике дочери ради школы, в которую та пошла раньше положенного). Сегодня мы могли бы праздновать её первое — по паспорту — столетие. ..

Фотовыставка Музея МХАТ ко дню рождения Киры Головко
>  9 марта
Филипп Янковский — лауреат премии «Фигаро»


8 марта 2018 г. в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась церемония вручения Российской национальной актёрской премии «Фигаро». В номинации «Лучшие из лучших. Мистер Риск» за блистательное исполнение ролей на российской театральной сцене (а именно – за работы в спектаклях МХТ «Карамазовы» и «Dreamworks* *Мечтасбывается») премии удостоен Филипп Янковский. Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Филиппа Олеговича с наградой и желает новых успехов!

Театральная премия «Фигаро» основана в 2010 году, ежегодно вручается в Санкт-Петербурге 8 марта, в день рождения выдающегося артиста театра и кино Андрея Миронова. Учредителями Премии являются Правительство Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

>  7 марта
Гастроли
Рига, Латвия (на сцене театра «Дайлес»)

«№ 13D» — 9 и 10 апреля

Самара (на сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького)

«Северный ветер» — 16 и 17 апреля