Художественно-постановочная часть

Екатерина Серебренникова

Машинно-декорационное отделение

Юрий Исачков
Алексей Маричев
Андрей Ямщиков
Виталий Алексеенко

Художественное освещение сцены

Валентин Александров
Алексей Субботин
Юрий Родионов
Александр Жерносек

Отдел звукооформления и звукотехнического оборудования сцен

Отдел сценических эффектов

Виктор Софронкин

Гримёрное отделение

Эльмира Кашаева
Евгения Кудикова

Костюмерное отделение

Ольга Лебедева
Дарья Анатольева
Людмила Желтякова

Прачечная

Татьяна Каленова

Реквизиторское отделение

Ирина Диденко

Новая сцена

Евгений Филиппов

Отдел механизации и технического оборудования сцен

Дмитрий Копейкин
Александр Будник
Владимир Закатов
Александр Макаров
Юрий Провальский
Константин Белоусов

Перечти «Женитьбу Фигаро»

Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Неподалеку от начала спектакля Евгений Миронов — Фигаро устами своего героя, хотя и недвусмысленно обращая эту реплику в зал, замечает, что, мол, пока еще всё сыро, но спустя время будет лучше, много лучше? В приложении к данному спектаклю, ознаменовавшему рождение Театральной компании Евгения Миронова, это утверждение вызывает большие сомнения: с чего бы ему стать лучше? Мышцы, как известно, растут на кости, а, по словам героя одной шекспировской пьесы, из ничего и выйдет ничего. Выдающиеся, замечательные, профессиональные, начинающие, но также и - судя по данному представлению — никакие актеры стараются, каждый в меру своих сил. Но на философскую комедию Бомарше их стараний недостает. Так, средней руки капустник. С претензиями. Претензии удручают.

В газетном интервью накануне премьеры режиссер спектакля Кирилл Серебренников рассказал, как пришла им с Мироновым в голову мысль поставить «Женитьбу Фигаро». И называет два аргумента в пользу этого доброго дела: первое — это текст, который он называет прекрасным и важным для русского театра, второе — счастливая возможность сделать независимый проект, в который режиссер волен приглашать самых желанных артистов, а не обслуживать интересы труппы. Именно так и сказал Серебренников, вероятно, вконец измученный обслуживанием интересов трупп МХТ имени Чехова и «Современника»…

Вообще и интервью, и события последних недель мешают отнестись к случившемуся на сцене Театра имени Моссовета как к обыкновенной творческой неудаче. Против воли начинаешь с ужасом думать: неужели теперь на сцене Театра Наций, подаренного, как Крым Украине, Евгению Миронову, будет торжествовать подобная вампука? А что если Серебренников станет там главным, когда у Миронова появится много других забот? И каждый новый спектакль будет сопровождаться громогласными заявлениями, манифестами, а результат? Боже сохрани!..

В “Figaro?” — ровно девять актеров. И ни одной сделанной роли. Вот и вся независимость. В театре, даже таком репертуарном, как МХТ им. Чехова, все равно есть что-то вроде ОТК. В «Современнике», известно, премьеру «Антония&Клеопатры» и вовсе отложили с весны на осень. Какие-то чудом сохранившиеся механизмы крутятся и мешают полработы или даже беглые наброски выдать за готовый продукт. Независимые проекты такого контроля начисто лишены, потому-то так презрительно в среде профессионалов относятся сегодня в России к антрепризе. Можно все, а ответственности никакой. Публике нравится.

“Figaro?” публике нравится, но отчасти: в антракте гардеробщицам пришлось поработать — желающих покинуть этот «праздник жизни» оказалось немало.

А чему радоваться? Грубая игра Авангарда Леонтьева и Лии Ахеджаковой. Несколько тоньше — у Виталия Хаева и Елены Морозовой, но принцип игры — тот же самый. Самое занятное (с культурологической точки зрения), что этот самый принцип позаимствован у тех, к кому наши театральные интеллектуалы публично относятся с чрезвычайным высокомерием, — у героев «Аншлага» и «Кривого зеркала», которых принято ругать и винить во всех тяжких. Почему же мы «списки» должны предпочесть оригиналам?

К примеру, Ахеджакова-Марселина через паузу, с чувством и расстановкой выдает: «Мужики!.. Вы! Неблагодарные! Животные!!» — аплодисменты. Минуту спустя — о доле женщины: «Либо! Кухня!! Либо! Панель!!» — аплодисменты. Ну, а Леонтьев-Бартоло на все это реагирует бешеной жестикуляцией и таращит глаза.

Декорация Николая Симонова кажется взятой из подбора. В данном случае «брали» одновременно как то, что было опробовано этим же художником в недавнем прошлом (скажем, композиция почти буквально воспроизводит пространство недавнего мхатовского «Леса»), так и предметы общего пользования — из авангардного набора 80-90-х годов: люминесцентные лампы, кресло и торшер из 70-х годов прошлого века соседствуют с портпледом “Pal Zileri”. Еще больше «общеупотребимого» — в режиссуре.

Может ли это нравиться Евгению Миронову, который до сих пор чрезвычайно серьезно относился к каждому своему выходу на сцену, каждому появлению в кино? Хочется думать, нет. Ведь у Бомарше философские максимы естественно соседствуют с фривольностью и вольностью в чистом виде. В спектакле Серебренникова все это тонет в, если угодно, режиссерском мусоре.

Справедливости ради: в роли Фигаро, правда, имеется несколько удачных вкраплений. Тут кое-что становится понятно и об актерах. И в эти минуты приходится пожалеть об упущенных возможностях.