Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Ослепленные солнцем

Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля по роману Анатолия Курчаткина «Солнце сияло» в постановке Марины Брусникиной. Зритель вспоминает историю России 90-х годов и решает, как жить дальше. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Это уже пятый спектакль Марины Брусникиной в МХТ имени Чехова. Все они поставлены по современной прозе, поэтому с некоторых пор принято говорить о них как о едином цикле, своего рода особом репертуаре внутри пестрой, разнообразной и непредсказуемой мхатовской афиши. На самом деле объединяет их только то, что госпожа Брусникина не заказывает и не сочиняет пьес, а ставит собственно литературные произведения. Когда речь идет об очень серьезной литературе, в ее спектаклях текст как бы «блуждает» от актера к актеру, действующие лица не прикреплены к исполнителям, и возникает удивительный эффект — произведение обретает на сцене особый объем и силу. Таковы мхатовские спектакли Марины Брусникиной по Виктору Астафьеву и Людмиле Улицкой. Такова недавняя «Моя Марусечка» в новосибирском театре «Глобус», поставленная по повести Александры Васильевой.

Совсем иначе устроены спектакли госпожи Брусникиной, поставленные по текстам, представляющим собой занятные очерки современных нравов. Эти сочинения, как правило, не являются феноменами языка, зато дают возможность силами молодых актеров разыграть для зрителя узнаваемые истории из жизни. «Солнце сияло» Анатолия Курчаткина возвращает нас в 90-е годы прошлого века, в ельцинскую эпоху. Начинается все с того, что герой романа, молодой человек по имени Саша, заканчивает службу в армии. Однако он не возвращается в скучный провинциальный городок, где родился и вырос, а вместе с армейским товарищем отправляется в бурлящую соблазнами и перспективами новой рыночной жизни столицу. Естественно, автор посылает своего весьма наивного героя не на завод и не в университет. Парень пробует себя в журналистике. Сначала он попадает в продажный и жестокий мир телевидения, а потом в не менее продажную и не менее жестокую индустрию шоу-бизнеса.

Марина Брусникина решила поставить спектакль в жанре театрального ток-шоу. Художник Екатерина Кузнецова устроила на Малой сцене МХТ подобие узнаваемой телевизионной студии: посредине — полукруглый желтый диван, по бокам — подиумы. сзади — яркие экраны. В сущности, спектакль «Солнце сияло» представляет собой парад персонажей-карикатур, с которыми приходится столкнуться молодому человеку. Почти все они сыграны броско и талантливо. Актеры, точно арбатские уличные художники, несколькими мелками разной степени яркости рисуют экспресс-шаржи. Некоторые — по несколько штук за спектакль.

Вот дочка крупного телевизионного начальника, у которой с Сашей завязывается роман, и ее сексуально озабоченная сестра, собирающаяся стать певицей, а потому выходящая замуж за молодого композитора. А вот отец сестричек, вальяжный телемагнат. Рядом с ним другой телебосс — застегнутый на все пуговицы сухарь и взяточник. На сцене мелькают арт-директор рекламной студии и его клиент, популярный певец с повадками уголовника; бездарная провинциальная певичка, делающая карьеру причинным местом, и ее покровитель; держатель продуктовых ларьков, которого в конце концов пристреливают, и музыкальные критикессы, болтающие псевдоученую чушь. В общем, страшный мир дикого капитализма, в котором все продается и покупается, где почти ни у кого нет ни стыда ни совести.

Понятно, что просто высмеять и заклеймить общество театр не может, нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Мне кажется, что она уже заключена в том, как играет Сашу актер Павел Ващилин. К его персонажу никакая окружающая гадость вроде бы не липнет. Его Саша, набивший себе множество шишек и выкинутый на обочину, остается таким же лучезарным и добрым, каким он был в начале спектакля. С точки зрения логики и правды жизни поверить в такое трудно, но в качестве обнадеживающего театрального символа почему нет? Однако романтической веры в человека создателям спектакля оказалось недостаточно. Поэтому «Солнце сияло», забавное и довольно ироничное зрелище, заканчивается немыслимо нравоучительной и сопливой сценой: герой проникновенно рассказывает зрителям, что теперь он с сыном большую часть времени проводит не в ужасной Москве, а в родном городке, где общается с простыми людьми и с природой, а также изучает мудрость предков.

Одна из этих заповедей звучит, между прочим, довольно страшновато: «Никогда не пить из одной чашки с иноверцами». Ничего себе альтернатива шоу-бизнесу! (У Курчаткина, кстати, интонации финала совсем другие. ) К счастью, в спектакле указан еще один помимо почвеннического эскапизма выход из трудного положения. Приятель Саши, честный бизнесмен по прозвищу Ловец, разочаровавшись, подобно главному герою, в российских реалиях и потеряв бизнес, эмигрирует в Канаду и работает там по своей первой, инженерной профессии. Так что если вдруг случится страшное и, озлившись на жизнь, все театры начнут — по собственной ли воле или по чужой — проповедовать ценности вроде вышеуказанных, придется, как это ни прискорбно, воспользоваться опытом Ловца. Что ж, и на том спасибо.