Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Доктор и его house

Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
В новом сезоне Олег Табаков расширил штат своих помощников. В их число попал и режиссер Сергей Пускепалис, который прежде не сотрудничал с МХТ. Однако его первая постановка на Малой сцене театра (спектакль по пьесе Гришковца в соавторстве с Анной Матисон «Дом») говорит о том, что Табаков сделал правильный выбор, а у самого режиссера не возникло трудностей при распределении ролей.

Сюжет спектакля легко пересказать двумя словами: врачу-урологу показали дом, выставленный на продажу. Сумма нешуточная, но если продать квартиру и влезть в долги, — то в принципе покупка по зубам. И получается, что у врача с уровнем дохода чуть выше среднего вдруг появляется навязчивая мечта — во что бы то ни стало приобрести дом в пригороде. Начинаются хождения по друзьям, но те в деньгах отказывают…

Евгений Гришковец не особый любитель бытовой драматургии и многонаселенных пьес. Его первые постановки («Как я съел собаку», «Одновременно» и «Дредноуты») были биографическими моноспектаклями, а в «Планете» Гришковец вышел на сцену с Анной Дубровской, но все равно главным рассказчиком истории оставался он сам, поскольку в основе его работ всегда лежит история отдельно взятого человека. Наверное, он обошелся бы без лишних персонажей и в «Доме», но тогда какой же это дом, если состоит он из одного человека?

Для Гришковца и Матисон сюжет имеет скорее условное значение — не так важны драматургическая канва, зрелищность и предлагаемые обстоятельства, сколько мысли героев. В какой-то мере это литературный театр, где не обязательно выписывать сюжетные линии: спектакль можно сыграть и вовсе без декораций, лишь пунктирно обозначив встречи главного героя с друзьями или разговоры на кухне с женой и дочерью. Однако Сергей Пускепалис не только расставил акценты, но и сделал постановку динамичной. Действие начинается на фоне школьных досок, на которых мелом нарисованы мама, папа, брат, стены с треугольной крышей, дым, клубящийся из трубы, — словом, не квартира, а именно дом, каким представляется он каждому ребенку. Игорь (Игорь Золотовицкий) о своей детской мечте давно забыл, но показали ему дом, и сердце вдруг защемило. Представил, как на веранде соберется вся семья — подаст чай супруга (Кристина Бабушкина), не вовремя зайдет сосед, подтянутся родители жены (Алла Покровская и Владимир Краснов), а затем и друзья. Но в ту же секунду старинный абажур исчезает, а школьные доски перегораживаются громоздкими деревянными сооружениями, символизирующими не то пеналы, не то двухъярусные кровати, не то шкафы-купе. Кухня в московском доме, конечно, не такая просторная, как летняя веранда, и оттого споры с женой о покупке дома достигают накала: «Я про этот дом все время думаю. Даже когда думаю про что-то совсем другое, все равно думаю про этот дом», — говорит Игорь и начинает рисовать картины своей будущей жизни. Однако друзья разрушают иллюзию — словно мокрой тряпкой проводят по школьной доске. Первый друг (Эдуард Чекмазов) сам когда-то купил дом и с тех пор проклинает тот день, поскольку на всякую мелочь идут огромные расходы, начиная от автоматических ворот и заканчивая новой кровлей. Второй (Станислав Дужников) не намерен смешивать дружбу и долг, разве что готов дать деньги под процент. Аналогично рассуждает и третий друг — то ли чиновник, то ли предприниматель (Юрий Кравец). У четвертого (Сергея Беляева) денег и вовсе нет, но если бы и были, то не дал бы - предостерег бы от «страшной» покупки. «Надо быть довольным тем, что есть, — говорит он. — А ты переживаешь, что никто тебе денег не занимает — на дом. Вдумайся сам в это слово — „дом“! Много ли у нас с тобой одногруппников, которые могут позволить себе хотя бы думать о покупке дома?»

Не занимает денег и бывшая любовница (Ксения Лаврова-Глинка), а пятый друг (Олег Тополянский) оказывается конкурентом, который тоже претендует на этот дом. Рефреном через весь спектакль проходят рассуждения Игоря о дружбе, и видно, что его искреннее отношение к людям сменяется сперва удивлением, а затем и полным разочарованием. Игорь Золотовицкий, который с первых минут спектакля играл комедийного персонажа — душевного отца семейства, благополучного врача, живущего интересами своей семьи, вдруг становится раздражительным и мрачным, будто лишился почвы под ногами, будто мир перевернулся. Авторы спектакля выдержали действие в единой стилистике, словно разобрали пьесу Чехова, где смысл ролей всегда между строк, в паузах, взглядах, жестах…

Спектаклем «Дом» МХТ имени Чехова обратился к редкому, почти исчезнувшему жанру бытового спектакля, который перестал быть востребованным с тех пор, как из репертуара отечественных театров исчезла производственная пьеса. С другой стороны, успех «Дома» (МХТ не первый театр, где ставится пьеса) показывает, что интерес к жанру возвращается: это одно из немногих произведений современной драматургии, где предпринимается попытка проанализировать жизнь и проблемы современного человека, живущего в хорошей квартире и с уровнем дохода «чуть выше среднего».