Здравствуйте, я ваша племянница

Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
В МХТ имени Чехова прошла премьера пьесы Кена Людвига «Примадонны» в постановке Евгения Писарева — молодого режиссера и главного столичного специалиста по бродвейским комедиям. Роль главных героев, которых перипетии сюжета заставили надеть женские платья, сыграли Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев. А главной неожиданностью стало назначение на роль больной тетушки-миллионерши мхатовского Гамлета Михаила Трухина.

Лихие комедии положений прочно утвердились в репертуаре столичных театров. И после успеха постановки «Одолжите тенора!» в Театре имени Пушкина стало понятно, что появился режиссер, умеющий сохранить вкус, лиризм, теплоту и непритязательность там, где остальные впадают в грубый нажим и откровенную похабщину. Евгений Писарев сразу получил несколько предложений от академических театров, но в споре за «новое дарование» победил Олег Табаков. Постановка «Примадонн» американского юриста и по совместительству лауреата многочисленных театральных премий Кена Людвига открыла Основную мхатовскую сцену после ремонта и аккурат совпала с новогодними и рождественскими праздниками.

Как положено во всякой уважающей себя бродвейской комедии, движущей пружиной сюжета служит миллионный куш. В «Примадоннах» речь идет о трех миллионах, которые находящаяся при смерти старушка-миллионерша мечтает разделить между племянницами, одна из которых живет с ней, а двух она не видела с детства. Два главных героя, неудачники-актеры, переодевшись в платья из шекспировского гардероба, отправляются «за наследством». Естественно, что, появившись в доме «тетушки», оба героя влюбляются в местных девушек. Меркантильные интересы отступают перед чувствами. Герои постоянно меняют мужские наряды на женские, являясь то подружками, то поклонниками героинь. А их избранницы колеблются: мужчина или женщина-подружка их привлекает больше? Но любовь все побеждает. И в финале каждый найдет причину для счастья.

Комедия положений — жанр, требующий почти музыкального чувства ритма. И безукоризненного вкуса. Чем сомнительнее анекдот, тем строже должен быть рассказчик. И Евгений Писарев обладает умением самые скользкие положения сделать не пошлыми, а смешными. Несколько раз мхатовский спектакль скользит на грани фола (и когда мужчины домогаются мужчин в дамских нарядах, и когда «дамы» недвусмысленно обнимаются и целуются друг с дружкой), но нигде не переходит эту грань. Хотя, признаться, предыдущая постановка Писарева «Одолжите тенора!» была скромнее по затратам и убедительнее по результату.

Актеры без конца меняют костюмы (умопомрачительные разноцветные мужские пиджаки сменяются дамскими нарядами или дамским дезабилье), дерутся бутылками, танцуют — с подлинным удовольствием! Но пока без нужной легкости. В спектакле весьма ощутимы усилия исполнителей. Актерам явно не хватает «водевильной легкости» и акробатических навыков (что делать, тренированные актерские тела — пока на нашей сцене редкость). Но терпение и труд преодолевают и большие препятствия. 

В спектакле легко порхают по сцене декорации (раздвижные домики то растягиваются гармошкой, то собираются в одну линию), сыплется золотой дождь, раздвигаются и исчезают разнообразные ткани-занавесы. А сверху волшебный репродуктор комментирует действие голосом Табакова и укоризненно качает железной башкой.