ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Алексей Кортнев на работе и на отдыхе

Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Не открою Америку, если предположу, что короткое, наспех взятое интервью никогда не даст читателю полного впечатления о герое. Так родилась идея провести с каким-нибудь хорошим человеком не двадцать минут, а целый день. Поспрашивать его обо всем, взглянуть со стороны, сопроводить на работу, а при удаче и на отдых. А то, что Алексей Кортнев — человек очень хороший, лишний раз убеждаться не пришлось. Особенно после того, как он любезно согласился полсуток терпеть рядом с собой репортера, пристающего со своими дилетантскими вопросами. В любом случае, я обрадовался, но, как оказалось, рановато — кто ж знал, что для такого сквозного интервью потребуется нечто большее, чем наличие диктофона и доброй воли героя?

Подмосковные «Альпы»

День замечательный. Полуденное солнце шпарит совсем по-летнему. Мы проходим через длинный вестибюль и, открыв стеклянную дверь, попадаем в самую настоящую зиму — с сугробами и огромной горой, по которой несутся горнолыжники в ярких костюмах.
Когда мы договаривались с Алексеем по телефону, он после некоторого колебания выбрал именно сегодняшний день, но упомянул, что с утра посвятит пару часов спорту. Мол, давно выкраивал время. Ну и хорошо, ну и замечательно, но того, что этот спорт окажется горнолыжным, я никак не ожидал.
Кортнев сам впервые присутствует на этом недавно открытом стадионе — подмосковном горнолыжном комплексе «Снежком». Ему друзья рассказали, вот он и выбрался. Оказывается, занимается горными лыжами чуть не с пеленок. А я?! Я ж рассчитывал где-нибудь в тепле в спортзале в сторонке посидеть, пока он, например, в волейбол играет. Что ж, назвался груздем? Дали лыжи, огромные ботинки и теплый костюм (на снегу настоящий февральский мороз), и я «полез в кузов».
Мы сели на кресельный подъемник — удобный такой диванчик на четверых — и под самым потолком поехали вверх. Я включил диктофон и наладил улыбку, хотя уже догадался, что «диванчик» работает только в одну сторону, и спускаться придется на лыжах.
 — Какой у нас будет распорядок? Куда мы двинем потом, если, конечно, я останусь жив?
 — Ну что вы! Гора относительно пологая. Это в настоящих горах новичкам опасно. А здесь просто приятно. После лыж у меня днем репетиция в МХТ имени Чехова. А вечером — спектакль.
 — А что за репетиция? К спектаклю?
 — Нет. Репетировать будут новую постановку — «Конька-горбунка». А вечером спектакль «День радио». Уже в другом месте. Там я сам играю. А к «Горбунку» только тексты писал.
 — Расскажите, что за тексты.
 — Сначала проект «Конек-горбунок» был симпатичной прозаической сказкой, написанной по ершовскому произведению братьями Пресняковыми по просьбе Олега Палыча Табакова. Он изначально выбрал себе там роль царя. Но, как бывает иногда в академических театрах, пьеса пролежала пару лет на полке, пока не попалась на глаза режиссеру Евгению Писареву. Женя решил поставить ее, но уже в качестве музыкального спектакля. Позвал нас с Сергеем Чекрыжовым — моим постоянным соавтором, и мы за два месяца написали кучу всякой, как мне кажется, неплохой музыки. А все стихотворные тексты для спектакля писал уже лично я. Сейчас полным ходом идут завершающие репетиции, и скоро «Конек» уже «заскачет» по обновленной сцене МХТ. Спектакль станет первой после ремонта постановкой, а премьера состоится в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
 — А Табаков?
 — Олег Палыч все-таки будет играть царя. Будет петь? Сейчас активно репетирует и великолепно справляется. Остальные актеры — это МХТовская молодежь. Отличные ребята! А декорации ставит Зорий Марголин, который декорировал «Норд-Ост».
 — Это первая ваша подобная работа?
 — Нет, у меня уже достаточный опыт. Я писал тексты для переводных спектаклей Cats («Кошки»), Mamma Mia! и «Иствикские ведьмы», где даже сыграл одного из главных персонажей — Деррила Ван Хорна.
 — А каково это — перевоплощаться в дьявола? Пусть даже только на сцене.
 — Ну, Деррил Ван Хорн это такой позитивный дьявол. Со знаком плюс. Побольше бы таких дьяволов!

Когда я ем?

Алексей совершил подъемов двенадцать. И столько же спусков, естественно. Я ковырялся значительно медленнее. Но все же удалось не только обойтись без членовредительства, но и синхронизировать несколько совместных поездок на «диванчике», когда можно было поговорить. Под конец я уже так освоился (на подъемах), что стал игриво болтать в воздухе ножками, как олигарх в Куршевеле.
Очень хотелось есть? Перекусили все там же, в «Снежкоме». В небольшом ресторанчике с видом на гору. Я прислушивался, что он заказывает. Овощной суп, панчета с креветками и грибами. Причем выспросил, на чем будут готовить. Ну да, ведь еще пост шел. Я из деликатности уточнять не стал. Вкусно кушали и продолжали разговор.
 — Участвуете ли вы сейчас в телевизионных проектах?
 — Меня много раз приглашали в такие телепроекты, как «Царь горы», «Форт Байард», «Большие игры», звали вообще везде. Понятно, потому что туда уже перетаскали кого только можно. Нужна была свежая кровь (смеется), в буквальном смысле. Для этих бычков, например. А то старые артисты их уже не возбуждают. Я все время по разным причинам отказывался, в том числе и от популярного сейчас «Ледникового периода». Потому что коньки, тем более фигурные, — единственный вид спорта, в котором я не пробовался ни разу в жизни. Даже коньков не надевал. Илья Авербух меня уговаривал, уговаривал и, когда понял, что это бесполезно, попытался выложить последний козырь: «А ты знаешь, кого бы мы дали тебе в партнерши?!» — «Да хоть саму Татьяну Навку!» — «Именно Татьяну Навку». И я тут же согласился. Ради такой партнерши (смеется) можно и попозориться. Ого, уже времени сколько! Поехали в театр.

Конек-президент

Я в первый раз на такой репетиции. Народу порядочно. Алексей объяснил, что это «ярмарка на площади». Сюда братья Ивана должны привести златогривых чудо-коней на продажу. Это одна из основных сцен, здесь встречаются почти все персонажи.
На голой сцене расположились несколько групп спортивно одетых молодых людей. Поют, танцуют. Кто-то из них — пресловутый Иван (по всей видимости, дурак), кто-то — его братья, а кто-то — лошади, которых привели продавать. Интересно страшно! Кортнев стоит, улыбается, шепотом всем подпевает.
 — Сложность происходящего в том, что в массовых сценах заняты хоры. Они состоят из молодых талантливых ребят, которые впервые участвуют в такой крупной сценической постановке. И впервые работают с микрофонами. Видите?
Ни одного микрофона на сцене я не увидел. И только, когда присмотрелся, заметил у актеров маленькие точки индивидуальных микрофонов. Телесного цвета. Прилеплены на лбу.
 — На спектакле, когда все оденутся в костюмы и парики, микрофонов будет совсем не видно. А на репетициях актеры привыкают танцевать, петь и двигаться с коробочками передатчиков на поясе. Это не просто.
 — А кто из них Конек?
 — Вон тот парень. Наше секретное оружие. Сережа со знаковой фамилией Медведев. На ближайшие четыре года его ожидает большое будущее. У него потрясающая пластика. Человек реально способен ходить колесом и на руках вниз головой. И при этом петь! Очень большая редкость среди драматических актеров. Вообще выяснилось, что студия МХТ готовит замечательных артистов — так называемых «триплов». Это означает, что человек может одновременно играть, петь и танцевать — самое востребованное амплуа в жанрах мюзикла или оперетты. Вот они все это и умеют.
 — Предусматривается ли какаянибудь особенная сценография? Ведь конек-то летучий, а значит, должны быть тросы или что-то подобное?
 — Конечно, Конек будет летать. Придуманы специальные приспособления, но не буду раскрывать все тайны. А вообще костюмы и декорации решены при помощи различных древесно-стружечных материалови валенок. Из валенок сделаны головные уборы, облака, самовар и многое другое, что наверняка удивит и позабавит зрителей.
 — Для чего вы ходите на репетиции? Вы здесь, в зале, участия в действии не принимаете?
 — Ну, во-первых, автору всегда интересно взглянуть, как воплощаются в жизнь его замыслы. А если видишь, что получается даже лучше, чем ты ожидал, то ощущения просто потрясающие. Во-вторых, когда пишешь слова, которые потом будут петься, приходится учитывать всякие нюансы. Так конструировать фразы, чтобы актерам было комфортно брать дыхание или выбирать удобные для выпевания звукосочетания. Заранее всего не предусмотришь, и я здесь, чтобы оперативно решить проблему, если она возникнет. Что-то переделать на ходу?

«День радио»

Пришлось порядком постоять в тоскливой пробочке у Белорусского. Поскорее бы они построили развязку! Но зато в машине удалось тоже поговорить. И я узнал, что жена у Кортнева — Амина Зарипова — шестикратная чемпионка мира по художественной гимнастике, сейчас тренер молодежной сборной России. У них двое детей.
У Алексея есть еще двое от предыдущей жизни. Все очень дружат и регулярно ездят вместе с отцом в горы кататься на лыжах. Скоро, кстати, мужская часть семьи едет в Австрию осваивать ледник. А еще Кортнев не курит и в кино сыграл около тридцати больших и маленьких ролей?
Наконец добрались до Клуба имени Зуева. Это на Лесной улице. Алексей сел гримироваться.
 — Мы работаем этот спектакль «День радио» уже семь с лишним лет. Подустали. Сейчас, слава богу, появился еще один состав: Дима Певцов и группа «Бобры». Теперь играем по очереди.
 — Вы, получается, актер, автор текстов, а музыкальную деятельность — я имею в виду группу «Несчастный случай» — совсем забросили?
 — Как это забросил?! У нас недавно вышел новый диск. Осенью будем справлять 25-летие группы. Да и сегодня, как и все предыдущие годы, на сцену выйдет «Несчастный случай» в полном составе.
 — Ну да, я об этом всегда знал. А существуют ли какие-нибудь особые актерские приметы, традиции?
 — Конечно. Гвоздь! На последнем прогоне или перед генеральной репетицией следует подобрать на сцене гвоздь. Их при первой постановке декораций много валяется. Гвоздик надо спрятать в сценический костюм и хранить? До тех пор, пока гвоздь не утрачен, спектакль будет играться.
 — И у вас все с гвоздями?
 — Все! А еще одну традицию вы скоро увидите?
За три минуты до начала вся группа «Несчастный случай», одетая в костюмы для первого выхода, и несколько человек актеров выходят в коридор, берутся за руки и негромко кричат: «Раз, два, три! С Богом!» Участники труппы настраиваются на спектакль, друг на друга. Хорошая традиция. И вот, началось.
?Действие происходит на радиостанции. Во время радиомарафона в поддержку защиты животных. «Случай» исполняет там 10 специально написанных для спектакля песен от лица десяти различных ансамблей, участвующих в «марафоне». Переодеваются десять раз в десять разных костюмов и столько же раз перевоплощаются. Все в целом смешно дико.

На правах эпилога

День дается человеку один раз. И прожить его нужно так, чтобы? Вот за этот уже заканчивающийся, день мне никогда не будет мучительно больно.
Мы ехали по ночной Москве в машине Кортнева. Руки и ноги после лыж чуть не отваливались, а Алексей, казалось, совсем не уставший, уверенно вел джип и рассказывал забавную историю о том, как однажды на спектакль не явился бас-гитарист, и его партию пришлось играть на тромбоне.
Мой верный диктофон с «кроличьими» батарейками все исправно фиксировал, а я мучительно раздумывал о том, как поинтеллигентнее сформулировать сакраментальный журналистский вопрос, от которого любого порядочного артиста тут же начинает тошнить: «Каковы ваши дальнейшие творческие планы?» Показался зоопарк, неподалеку от которого была оставлена моя машина, я заторопился и коряво спросил: «А что дальше?»
 — А дальше? — Кортнев улыбнулся. — Дальше посмотрим!
И пожал мне руку стальным артистическим рукопожатием, в котором гибнут все микробы. Светлый человек Алексей Кортнев!
Пресса
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008