МХТ впервые сел на "Конька"

Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Царь уплетает картофельную запеканку в буфете. Конек-Горбунок носится с пилой выше его на голову. Рыба-кит валяется на полу без пяти ребер и глаза — зато пасть открыта. А в это время на сцене народ гуляет, человек тридцать. И все такие нервные, возбужденные?
А какими им еще быть, если до премьеры остаются считанные дни. «Конек-Горбунок» — беспрецедентная постановка для МХТ в Камергерском.
На последних репетициях побывала обозреватель «МК».


Нет, это не сцена, это лесопильня какая-то. Во-первых, кругом сплошное дерево — шесть огромных стволов спускаются из-под колосников, по заднику стоят торговые ряды. И все это огорожено частоколом. А во-вторых, кругом пилы валяются огромного размера. Интересно, кого здесь собираются пилить?
Пилят, стругают знаменитую сказку Ершова «Конек-Горбунок». Ту самую, где Иван-дурак Жар-птицу словил, прыгнул в котел, на Царь-девице женился. Стих изумительный.
Но? Никакого стиха — в Художественном сплошная проза: театр заказал пьесу братьям Пресняковым, и те от старика Ершова сохранили только сюжет и переписали его своими словами.

 — Тебе не жалко великолепного стиха, на котором выросли мы все? — спрашиваю режиссера-постановщика Евгения Писарева.

 — Было жалко до тех пор, пока не прочел пьесу. Очень ироничный текст. Не социальный, не политический, а житейский. «Конек-Горбунок» — это история про страну, можешь считать, лузеров. Абсолютно счастливая деревня таких аутсайдеров, где все: и жители, и царь — дураки. Но при том, что они неудачники из деревни Гадюкино, они очень веселые и не унывают ни при каких обстоятельствах.

Что на сцене и видно — вовсю поют и пляшут, чудеса устраивают. Песни написал Алексей Кортнев — вот он в отличие от братьев драматургов сохранил ершовский текст и изящными цитатами вплел его в собственный. Музыка Сергея Чекрыжова. Вообще над сказочкой трудится мощная команда — хореограф Альберт Альберт, художник по свету Дамир Исмагилов, костюмы — Марии Даниловой.

Если вдуматься, то у сказки Ершова космический, шекспировский размах. Дело происходит и на земле, и на небесах, и в царстве морском.

 — Небеса, небеса опускайте! Да не так, черт вас возьми, на полметра выше!!! — говорит в микрофон художник Зорик Марголин. Тот самый Марголин, у которого в «Норд-Осте» самолет летал. А вот в «Коньке-Горбунке» он бревно запускает.
Как объясняет мне Зорик, декорация простая — всего из четырех бревен состоит. Вот только бревна размера нечеловеческого: огромный срез дерева занял весь задник сцены и похож на морскую раковину. И точно такой же срез, с годовыми кольцами, завис сверху — это и есть небеса. Их изумительно раскрасил светом Исмагилов. Чтобы все это работало, в МХТ задействовано 125 лебедок, огромное количество людей за сценой. По масштабу в Художественном театре подобной постановки еще не было.

 — Все, ушли со сцены! — кричит режиссер. — Купцы, заряжайтесь.
Царь, он же артист «Табакерки» Сергей Беляев, сидит на телеге и болтает ножками:
 — Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ехали, куда?

Вертлявый тип в черном трико, он же артист Чекмазов, подскакивает к царю:
 — Ваше высочество, это не та сказка.
И вперед выступает тощий такой купчина — один из трех — и вдруг начинает нести что-то про бобра, который «всё тут взгрыз». А другой, тот что промеж них, крепкий парень в вязаной шапочке (Кирилл Трубецкой), обернется месяцем.

Изначально, когда только приступали к репетициям, царя должен был играть сам Олег Табаков. В свое время он записал на радио ершовскую сказку и блестяще ее читал.

 — Я сам слушал ее раз восемьдесят, — говорит Беляев. — Вот не знал, что судьба сведет, что сам сыграю.

Царь пока без костюма и без грима. За кулисами обсуждает с гримером Архипычем (Анатолий Чирков), большую лысину царю делать или не очень.

 — А еще у меня будет шуба, мантия? — пока же в темном халате уходит на сцену. Царь-девицу, Кобылицу и простую девушку играет Ирина Пегова. Но сегодня ее нет на репитиции и от второго состава эти три роли проходит Светлана Колпакова.

А на сцене уже вовсю бушует ярмарка: народу — уймища, и все такие престранные. Вот пара долговязых по костюмам напоминает вороватых персонажей Кустурицы, две девицы в черных платьях скачут в упряжке лошадьми. На голове у них по черному валенку, в которые вплетены гривы. Вообще надо сказать, что художники использовали минимум материалов — дерево да валенки. Если валенки перевернуть и нарисовать на них глаза да пришить уши, то и получится лошадь — белогривая или гнедая.

 — Так что же это? За двух моих белогривых вот этого дали — маленького да еще и с горбом? — кричит Иван, он же артист Аркадий Киселев. Он первый сезон работает в «Табакерке», уже сыграл главную роль в «Затоваренной бочкотаре», вот теперь получил главную в МХТ. Его верного Конька играет Сергей Медведев, очень пластичный и, похоже, безбашенный: он не боится на сцене ничего — прыгать, летать и, если потребуется, то и из-под колосников, как в цирке, сигануть. Но пока требуется лишь от Ивана и Конька загрузиться в бревно и взлететь. Сооружение, конечно, сумасшедшее: вместо крыльев в полено вставляется пила, в хвост — топор, а на место пропеллера засандаливают полено. Запускают двигатель, а «ероплан» из бревна не взлетает.

 — Пойдем я тебе лучше Рыбу-кита покажу, — говорит Зорик Марголин, и мы, пока запускают бревно, идем в мастерские МХТ. 

Вот она, эта рыбища, валяется на полу, занимает почти все помещение. Ребер не хватает, и человек наверху приваривает их сварочным аппаратом, глаз лежит в стороне, так же как плавники с хвостом. По этой рыбине можно ходить пешком и ездить на велосипеде. Еще бы, ведь Ершов на ней целую деревню выдумал. Как уверяет режиссер, абсолютно счастливую деревню веселых простодушных придурков.

 — И все-таки «Конек-Горбунок» рассчитан на детей или взрослых? — интересуюсь в перерыве у режиссера.

 — Это семейный спектакль. Взрослые найдут в нем свое, а дети — свое, — говорит мне Писарев.

 — Ты хочешь сказать, что на вечерний спектакль в МХТ наконец пустят пятилетних малышей?

 — Думаю, проблем не будет.

 — И все-таки, Женя, Табаков хоть раз сыграет царя?

 — На старте этот вопрос обсуждался, Олег Павлович хотел. Но мы посмотрели его график занятости? Пока не получается.

Возвращаемся в зал. Он все-таки взлетел!!! В бревне — Конек с Иваном, и каждый со своим выражением лица: у Конька отчаянное счастье. У Ивана — напряжение, артист Аркаша Киселев явно боится высоты.

Премьера семейного «Конька-Горбунка» намечена на 15 мая, и пройдет она в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Пресса
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008