История войны двух планет

, 2.12.2008
Режиссёр — Антон Яковлев. Он же - автор сценической версии повести Льва Толстого. К этому произведению в театре практически не обращаются. Необычный выбор худрук МХТ Олег Табаков объясняет «качеством литературы».

По словам Антона Яковлева, ему было важно «оживить материал» и посмотреть на классику с позиции сегодняшнего дня. Это «очень современная история» — уверен Антон Яковлев:

«Самая главная тема — две планеты — мужчина и женщина, которые в принципе никогда не будут до конца вместе. Это всегда такая история войны двух планет. Я не знаю, насколько эта война может быть продолжительной, насколько мы идём по кругу, но ошибки никогда никого не учат. Эта история точно так же происходит сегодня, как она происходила в 19 веке, не знаю, в 5 веке. Самое страшное в этой истории для меня — как люди создают себе образы, иллюзии, и пытаются в них верить. Не видя живого человека перед собой, а наоборот, когда они тянут этого живого человека к этому образу, к этой иллюзии. Им легче продолжать обманываться, строить то, что построить в принципе нельзя и склеивать то, что не склеивается, чем понять и отказаться от своих иллюзий».

Роль Позднышева — героя, долгие годы ненавидевшего свою жену и, наконец, убившего ее из ревности, режиссёр, по совету Олега Табакова, предложил Михаилу Пореченкову. Актёр рассказал о новой, не обычной для себя роли:

«Так получилось, что обычно в этой роли видят людей таких же изломанных, неврастеников. А мы - люди здоровые, крепкие. Но тем это и ужаснее. Потому что каждый нормальный человек должен понять, что он именно такой — в нём есть и белое, и чёрное? Для меня это вершина работы в театре. Я думаю, это самое серьезное произведение, которое мне доверили. И большое спасибо Олегу Павловичу и Антону Яковлеву за то, что они меня взяли в этот спектакль. У нас в связи с этой пьесой, с постановкой возникло очень много споров по вопросу — что такое любовь, что такое вера, что такое дружба, что такое преданность, что такое измена. Огромное количество мнений? желание изменить себя — такую бурю эмоций вызвала вдруг эта пьеса».

«Частная история, рассказанная в „Крейцеровой сонате“, оказывается живой и современной», — говорит Олег Табаков. — «Дело ведь в потребности любить человека. Или, я бы так сказал: в устройстве, чтоб меня любили. И вот за то, чтоб меня любили, я пойду на край. Это ведь, по сути дела, наверно, проблема и не цензуры. Не о самом лучшем в душе человеческой рассказывает граф Лев Николаевич Толстой. Но рассказывает это с таким пониманием крайней ситуации, в которую попадает человек, что это служит для меня путеводителем что ли по лабиринтам души человеческой».