ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Патриаршие пруды — новая станция метро

Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
В МХТ имени Чехова — громкая премьера. Культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поставил венгерский режиссер Янош Сас. К этому произведению он прежде уже обращался у себя на родине. У нас же Сас более известен своими кинокартинами, в частности его «Мальчики Витман» получили приз на XX ММКФ. 

Олег Табаков на сборе труппы, предварившем вечернюю премьеру, сказал: «Художественный театр задолжал Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Немало радостей, но немало и страданий принес ему этот театр. Надо платить по счетам. Видимо, это выпало на наше время. У нас есть возможность это сделать».

Итак, первый долг отдан. Инсценировку булгаковского романа режиссер сделал сам и отнесся к работе столь бережно, что спектакль длится три с половиной часа, в течение которых зритель, в принципе, может восстановить все основные линии и перипетии литературного оригинала. Прежде всего, по признанию режиссера, спектакль адресован тем, кто романа не читал. Эта, увы, не столь малочисленная категория публики получает возможность подробно проследить эволюции героев: от первой, роковой встречи на Патриарших литераторов Михаила Берлиоза (Игорь Золотовицкий) и Ивана Бездомного (Виктор Хориняк) с Воландом (Дмитрий Назаров) и до финального «Свободен!», провозглашенного Мастером (Анатолий Белый) за пределами земного существования. 

Спектакль Яноша Саса лишен каких-либо специально акцентированных Булгаковым тем. Особенно это касается сталинских реалий, которыми хоть и в афористичной форме, но буквально пронизан роман. На сцене МХТ разыгрываются истории любви и предательства, истории взаимоотношения смертных с высшими силами зла. Но все это лишено привязки — равно к советской Москве эпохи социалистического строительства и к библейским временам. Действие будто происходит здесь и сейчас. Персонажи (в том числе и Иешуа — Игорь Хрипунов, и Понтий Пилат — Николай Чиндяйкин) одеты в современные костюмы. На мониторы, висящие над сценой, проецируется суета московских улиц. Главный образ спектакля, придуманный художником Николаем Симоновым, — это метро: безликие застекленные двери, урбанистические входы в никуда и выходы из ниоткуда. Голос объявляет не существующую в реальности станцию «Патриаршие пруды», и венгерскому режиссеру легко можно простить подобный вымысел. Над порталом светит алая буква «М» (знак Мастера? Маргариты? Мефистофеля?), которая к сцене бала у Сатаны переворачивается, превращаясь в зловещее “W”. Вглубь сцены уходят рельсы, по которым бредет, балансируя на тонкой грани, хрупкая Маргарита (Наташа Швец). Прямо на зал движется управляемый какими-то инфернальными силами вагон, временами это лишь остов вагона, населенный нежитью.

Сцены жгучей любви сменяются скорбными сценами психушки, весьма зрелищными картинами варьете и бала. Ушлый конферансье Жорж Бенгальский (Игорь Верник) общается с публикой, подсадные дамы толпой бегут из зала на сцену за новыми платьями, а в нижнем белье появляются уже только на экранах. Бал напоминает разудалое шоу, где Коровьев — Михаил Трухин и Гелла — Мария Зорина ведут себя как заправские шоумен и шоудива. Сам Воланд, слегка усталый и импозантный, напоминает очень успешного бизнесмена. В тот момент, когда он толкует о божественном равновесии добра и зла, на мониторах сменяют одна другую сцены современного военного и политического насилия. Там же возникают изможденное лицо распятого Иешуа и отрешенное — Маргариты, летящей в гости к Сатане.

Спектакль Яноша Саса, несмотря на свою продолжительность, смотрится динамично, насыщен образами, пусть не слишком для современной театральной практики оригинальными, но достаточно убедительными. А уж информации о событиях, происходящих в романе, в нем даже больше чем достаточно. Сложнее с темой высказывания, с его, что называется, сквозной авторской болью. Но, коль скоро режиссер адресовал свой спектакль в первую очередь тем, кто с книгой не знаком, такой счастливец вынесет из театра много нового.
Пресса
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
В МХТ имени Чехова стартовал 114-ый сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.09.2011