«Бунтари» Александра Молочникова

Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Молодой актер и режиссер Александр Молочников второй сезон подряд выпускает в МХТ спектакли, тут же становящиеся хитами. В прошлом году это было антивоенное кабаре «19.14», приуроченное к столетию Первой мировой войны. В новорожденных «Бунтарях» режиссер объединил разные эпохи российской истории. 
Объединил темой «бунтарства», неизбежной во все времена оппозиции существующему режиму, но сделал это не в формате серьезного исследования, а в жанре рокспектакля. Кого только не встретишь среди «бунтарей» – Бакунина и Нечаева, Пушкина и декабристов, рокзвезд недавнего времени и героев телеэфиров 1990х. А в основу спектакля легла не конкретная пьеса, а вольное сочинение на исторические темы самого Молочникова в компании с Александром Архиповым и Михаилом Идовым. Художник Николай Симонов сочинил такую сценографическую конструкцию, которая позволяет одновременное существование примет разных эпох. Тут тебе и старомодная никелированная кровать, и затрапезный холодильник, и эстрадная площадка, и «нарисованный» лес, где встречаются радетели за народное счастье, и сам «народ». Художник по костюмам Мария Данилова тоже одела всех персонажей весьма прихотливо: тут и юбки с кринолинами, и строгие черные платья, и рваные майки рокеров, и мундиры царедворцев.
В этом спектакле нет единой и непрерывной линии сценического действия: оно дробится на отдельные эпизоды, скетчи, вокальнотанцевальные «выходы», рвется, пульсирует, набирает силу или берет паузу. Исторические персонажи порой смешат гротесковым портретным гримом, порой выступают в роли комедиантов и скоморохов на вечной ярмарке российской жизни. Актерская компания здесь настолько сплоченная и единая, что ей впору позавидовать какойнибудь спортивной команде. Илья Дель, Светлана ИвановаСергеева, Иван Ивашкин, Евгений Сытый, Артем Быстров и другие с легкостью жонглируют ситуациями и репликами, вовремя подхватывая их и умело передавая другим. Отдельное браво – Григорию Сиятвинде, блистательно сыгравшему Пушкина: не столько «солнце русской поэзии», сколько просто человека, легкого и эмоционального, сомневающегося и ерничающего, талантливого, отчаянного, но умеющего и идти на вынужденный компромисс.
А связующим звеном служит, конечно, музыка (композитор и музыкальный руководитель – Игорь Вдовин), создающая атмосферу, разграничивающая эпизоды, дающая нужный настрой.

Статья опубликована в журнале „Театральная афиша“ № 3, 2016 г.