В МХТ поставили роман Толстого от лица Каренина

Алла Шевелева, Известия, 20.02.2012
В МХТ им. А. П. Чехова сыграли премьеру спектакля «Каренин». Увидеть историю Анны Карениной глазами ее супруга — такая задача стояла перед драматургом Василием Сигаревым. Изначально играть Каренина должен был чуть ли не сам Олег Табаков, но планы его изменились, и театр принялся разыскивать другого исполнителя.

Несмотря на пантеон народных и заслуженных артистов МХТ, на заглавную роль был приглашен сериальный актер Дмитрий Шевченко. Он охотно согласился дебютировать на крохотной Новой сцене в компании со студентами Кирилла Серебренникова и молодым латышским режиссером Виестурсом Мейкшансом.

Действие постановки перенесено в современность, но создатели спектакля не сильно акцентируют на этом внимание. Хотя в истории несчастливой семьи Карениных зритель с легкостью может узнать себя. Зрелый муж в брендовой тройке, красивая молодая жена и несчастный заброшенный ребенок в дорогом костюмчике (маленькая копия папы) — все трое неразрывно связаны, все трое несчастливы по-своему.

Не случайно один из персонажей пьесы объясняет свой отъезд из России так:

 — Вы, русские, уничтожили меня своими страстями. У вас тут нет ни одной счастливой семьи.

Режиссер развивает эту мысль, пытаясь найти истоки тотального одиночества и недопонимания на примере отдельно взятого семейства.

Герои «Каренина» безуспешно пытаются обжить холодный «хай-течный» мир с металлическими стенами — блестящими и прочными, как в сейфе. Ходят в церковь, надеясь найти в ритуалах душевное равновесие и уверовать хоть во что-то.

Анне кажется, что она нашла способ вырваться: героиня, вдохновленная любовью к Вронскому, «переселяется» в другое измерение — босая, растрепанная и счастливая гуляет по лужайке.

Каренину, напротив, долг велит оставаться заложником, он вынужден слушать отповеди назойливой графини Лидии Ивановны (блестящая работа Полины Медведевой). Перемены его тревожат, осмыслить разрыв с любимой женой он не в состоянии. По совету графини герой ходит к ясновидящему Ландо, и тот транслирует обманутому мужу мысли его жены, они же внутренние монологи Анны, заимствованные из первоисточника.

Сцены, в которых медиум Ландо произносит слова Карениной, — самые сильные в спектакле. Актер Риналь Мухаметов передает состояние героини лучше, чем Светлана Мамрешева, играющая главную роль. Блистательные внешние данные пока не помогают актрисе найти верный тон и достойно выглядеть на фоне сильных партнеров, один из которых Артем Фадеев, маленький исполнитель роли Сережи. И это тот редкий случай, когда ребенок «обыгрывает» взрослых не только благодаря детской непосредственности, но и драматической одаренности.

Изрядно сократив пьесу, режиссер приглушил в ней любовную линию. Ход мыслей Каренина, его ревность и боль занимают Мейкшанса в меньшей степени, чем разговоры о ханжестве, греховности, скрытой страсти, которую, как шило в мешке, не утаишь.

Очевидно, что пародию на пасхальную службу в исполнении больших бородатых женщин и карлика в рясе он затевает не ради шутки или эпатажа. Режиссер предлагает зрителям взглянуть на мир глазами героев. Размышляя о потере веры, делает ключевым предсмертный вопрос Анны: «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

А после самоубийства героини Мейкшанс проецирует на стеклянный задник текст о погасшей свече, которым Толстой завершает роман. Выбор сделан — оттого свеча навсегда потухла.