Памяти Татьяны Лавровой

Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007
В Москве на 69-м году жизни скончалась народная артистка России Татьяна Лаврова. Дочь известного оператора и режиссера Евгения Андриканиса, Татьяна Евгеньевна родилась в 1938 году в Москве. В 1959 году окончила Школу-студию МХАТ (там ей и пришлось выбрать для себя более «простую» фамилию) и была принята в труппу театра. Еще студенткой Лаврова сыграла Нину Заречную в «Чайке» — ее партнершей была сама Алла Тарасова, игравшая Аркадину. Спектакль получился не самый удачный, однако молодая актриса была замечена, и о ее таланте заговорили.

Но настоящая слава пришла к ней после фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года», который вышел на экраны в 1962 году, получил множество кинематографических премий и был назван лучшим фильмом года. Лаврова — с ее сдержанностью, скрытой эмоциональностью, интеллигентностью — воплотила образ новой женщины, чрезвычайно точно попав в формирующийся стиль «оттепели».

В это время актриса переходит из академического, но пахнущего нафталином МХАТа в самый модный тогда театр Москвы, «Современник», где сразу становится одной из ведущих актрис богатой на таланты молодой труппы. Театральной легендой осталась ее роль в спектакле по скромной пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях».

Когда Олег Ефремов покинул свое детище и вернулся во МХАТ, Лаврова не сразу последовала за ним, но в 1978 году все-таки решилась. И во МХАТе ее актерская судьба поначалу складывалась очень благоприятно, она играла в спектаклях «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба).

В кино же дела складывались не так счастливо, хотя были и хорошие роли, и удачные фильмы. Последней работой, в связи с которой о Лавровой вновь заговорили как о великолепной киноактрисе, стала роль смешной, стареющей, но полной настоящего достоинства кинодивы в фильме Валерия Рубинчика «Кино про кино» (2002), за которую актриса была отмечена многими призами, в том числе «Никой» за лучшую женскую роль второго плана.

Безусловно, такая превосходная и богато одаренная актриса могла бы сыграть больше, но обстоятельства сложились не лучшим для нее образом. Однако вклад Лавровой в российское театральное и киноискусство очень велик, и ее облик, ее казавшиеся громадными вишневые глаза, прическа, которую копировали миллионы советских девушек, и характерный голос навсегда останутся в памяти.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000